В России болеть страшно. Если самолечение и советы родственников не помогут, придется идти в больницу, к врачам и очередям. В больнице и поликлинике люди ощущают страх и беспомощность: медицина — область недоступная непосвященным. Мы не знаем, что с нами на самом деле, сколько непонятных анализов предстоит сдать, и как будут лечить. Здоровье и дальнейшая жизнь зависят от настроения и порядочности врачей, а все врачи говорят на латыни и пишут загогульками, чтобы никто ничего не разобрал.
Все это предрассудки. Медицинские работники в большинстве своём адекватные профессионалы и мало чем отличаются от работников других сфер обслуживания: их деятельность регулируется законом, а непрофессионализм, халатность и безразличие встречаются не только в больницах и клиниках. В России человек, обращающийся за медицинской помощью, обладает множеством прав и возможностей, просто не все их знают.
В этой статье юристы FreshDoc расскажут, что делать, если вы пришли в больницу с насморком, а ушли без аппендицита.
Не бойтесь искать справедливости. Помните, вы имеете полное право жаловаться на грубое отношение и неправильное лечение!
Права и возможности пациента
Права пациента закреплены в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Каждому пациенту закон гарантирует следующие права и возможности:
- право на бесплатную медицинскую помощь;
- право выбирать врача и медицинскую организацию;
- лечиться в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
- получать консультаций врачей-специалистов;
- облегчать боль доступными методами и препаратами;
- получать информацию о своих правах;
- знать о состоянии своего здоровья;
- право на сохранение врачебной тайны;
- получать лечебное питание при лечении в стационаре;
- право на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании медицинской помощи;
- допуск адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
- допуск священнослужителя для проведения обрядов;
- право отказаться от медицинского вмешательства.
Еще в законе написано, что медицинскую помощь следует оказывать с учетом физического состояния пациента и по возможности соблюдать его культурные и религиозные традиции. Сама медицинская помощь должна отвечать этическим и моральным требованиям, а отношение медицинских работников к пациенту быть уважительным и гуманным.
Конечно, это только вершина айсберга. Чтобы оценить весь объем того, на что вы вправе рассчитывать в ходе оказания медпомощи, рекомендуем найти и почитать «Порядки оказания медицинской помощи по профилям заболеваний» и «Стандарты медицинской помощи по различным заболеваниям». Они утверждаются Минздравом России. Если вы их осилите, и вам после этого не потребуется госпитализация, еще есть «Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи», их ежегодно утверждает Правительство.
Как защищать свои права
Регистратура в поликлинике отнюдь не последняя инстанция. Это первый рубеж обороны. Люди просто не знают, что делать в случае конфликтов с врачами. Давайте разберем, какие методы воздействия есть у пациента, помимо крепкого скандала с участием социально активных родственников.
Определитесь, кому и на что жаловаться. Несложную проблему могут решить в самом лечебном учреждении. Если вам отказались выдать документы или нагрубил персонал больницы, чаще всего обращаться в вышестоящие инстанции не потребуется. Пишите заявление на имя главного врача. В заявлении опишите суть претензии и укажите факты.
Если случай серьезнее, например, при непрофессиональном оказании медицинской помощи, обращайтесь с жалобой в вышестоящий орган здравоохранения — Минздрав.
Если врач требует взятку, напишите заявления в полицию и прокуратуру.
Если пациенту причинили вред — пишите жалобу в прокуратуру и готовьте иск в суд. Это может произойти при некачественном лечении, халатности при проведении процедур или отказе в помощи пациенту. В этом случае маловероятно, что медучреждение признает свои ошибки и возместит вред добровольно. Тем более, если для доказательства вины врачей требуется медицинская экспертиза, которую назначает суд.
В исковом заявлении нужно подробно описать, что произошло и какой причинен вред. Иск подается в суд по месту жительства пациента или по месту нахождения лечебного учреждения.
Соберите доказательства: медицинскую страховку, договор на лечение, результаты анализов, медицинскую карту, историю болезни, чеки, результаты исследований. По закону медицинские работники обязаны выдать любые документы или их копии на основании письменного заявления пациента. Это заявление может подать сам пациент или его законный представитель: родитель несовершеннолетнего ребенка или опекун недееспособного человека.
Заявление пишется на имя главного врача в двух экземплярах. Один экземпляр врачи возьмут себе, а второй останется у пациента, как доказательство. Обязательно проследите, чтобы на вашем экземпляре поставили отметку, что заявление принято и зарегистрировано в журнале учета входящей корреспонденции. Эти отметки потребуются, если возникнет спор об отказе в выдаче медицинских документов.
Обратитесь в страховую компанию. Страховые компании организуют медицинскую помощь и контролируют её качество. Телефон и адрес страховой указан в полисе ОМС. Получив жалобу, страховая компания обязана провести экспертизу качества медицинской помощи, организовать для клиента консультацию независимого специалиста или дать направление в другое медучреждение.
Экспертиза проводится в тех медицинских учреждениях, которые входят в систему обязательного медицинского страхования — ОМС, и с которыми у страховой компании есть договор. Страховые не подчиняются Управлению здравоохранения, их отчеты объективны. Если в ходе экспертизы обнаружатся нарушения, медицинскую организацию накажут.
Если врач назначил вам лекарство, которое есть в перечне Территориальной программы ОМС, вам оно положено бесплатно. Если вам пришлось покупать его за свой счёт, сохраните кассовый и товарный чек. Страховая компания вернет вам его стоимость.
На что пострадавший пациент имеет право
Компенсация расходов на восстановление здоровья — дополнительное лечение, протезирование, специальное питание, утраченный заработок из-за болезни и неправильного лечения. Возмещение имущественного ущерба производится только на основе документально подтвержденных расходов, которые напрямую связаны с причиненным вредом.
Компенсацию морального вреда из-за перенесенных физических и нравственных страданий. Размер компенсации указывают произвольно, по ощущениям, а окончательную сумму определяет суд. Для этого судья изучает материалы дела, доказательства степени страданий истца и другие обстоятельства.
Если медработники совершили преступление — пишите заявление о возбуждении уголовного дела в отделение полиции, к которому приписано медицинское учреждение. Уголовный кодекс предусматривает ответственность врачей за следующие преступления:
- причинение смерти по неосторожности,
- причинение тяжкого вреда здоровью,
- заражение ВИЧ-инфекцией,
- незаконное проведение искусственного прерывания беременности,
- неоказание помощи больному,
- оставление в опасности.
Правоохранительные органы обязаны принять и проверить сообщение о преступлении. Если потребуется, следователь назначит судебную экспертизу.
Халатность при оказании медицинской помощи юристы рассматривают как преступление по неосторожности, остальные относят к преступлениям, совершенным умышленно.
Если ситуация сложная, вы не знаете что делать или досудебные меры результата не принесли, обратитесь за консультацией в местную правозащитную организацию. Ищите юриста с опытом защиты пострадавших пациентов. Это можно выяснить по отзывам в интернете.
Комментариев нет:
Отправить комментарий