Договоры пишет робот: как устроен онлайн-конструктор документов
Николай Пацков – о том, каким образом сервис Freshdoc.ru может заменить штатного юриста в небольшой компании
В бизнесе крутится огромное количество документов. И нередко даже малейшая неточность может привести к серьёзным проблемам - начиная от финансовых потерь из-за неудачно составленного контракта и вплоть до уголовного дела, если юридический ляп заинтересует контролирующие органы. Держать в штате юриста или пользоваться услугами юридических контор – непозволительная роскошь для многих компаний малого бизнеса. Скачивать документы из интернета – отсутствует гарантия качества. И тут на помощь малым предпринимателям может прийти сервис Freshdoc.ru. О том, как он устроен и чем может помочь бизнесу, для Biz360.ru рассказал основатель сервиса Николай Пацков.
Досье
Николай Пацков, 42 года, основатель сервиса Freshdoc.ru. Высшее образование получил на факультете вычислительных машин, комплексных систем и сетей Уфимского государственного авиационного технического университета. После получения диплома работал в крупной нефтяной компании в Уфе, где дошёл до уровня топ-менеджера. Но потом решил развивать своё дело. Бизнесом начал заниматься ещё в студенческие годы, а после выпуска основал веб-студию. Она занималась созданием сайтов, дизайном, консалтингом в области IT и автоматизацией бизнес-процессов, в том числе систем документооборота. В процессе развития этого направления была разработана технология, позволявшая автоматически создавать документы по стандартным шаблонам. Она и стала основной нынешнего бизнеса - конструктора юридических, бухгалтерских и управленческих документов Freshdoc.ru. У компании два офиса - в Москве и в Уфе, в которых работают около 50 сотрудников.
Как работает сервис
Николай Пацков чем-то напоминает позднего Стива Джобса - высокий, подтянутый, в темной водолазке и джинсах, - он, как и основатель «яблочников», однажды просто смог применить ранее использованную технологию к новому делу. Его команда сделала приложение, которое на основе заданной пользователем информации формирует грамотные юридические, управленческие и бухгалтерские документы. От доверенности в ГИБДД и брачного контракта до договора подряда и устава общества с ограниченной ответственностью. На основе сотен шаблонов, которые есть в базе данных, можно создать тысячи различных юридических документов.
История появления Freshdoc тоже вполне себе «яблочная». В 2008 году Николай разговорился с приятелем-юристом, рассказал тому, как его веб-студия научилась автоматизировать работу компаний с документами. Тот послушал и вдруг спросил: «А можешь такое же сделать, только с законами? А то рутина заедает...». Николай сказал: «А давай…».
Разрабатывая новый продукт, пошли проверенным путём. При создании систем внутренних документов компаний, с которыми работало веб-агентство Николая, программисты уже освоили технологию, как «научить» программу после пошагового опроса пользователя компилировать нужный текст из исходных материалов и шаблонов. Теперь надо было сделать то же самое - но используя не внутренние корпоративные документы, а все базы данных российского законодательства.
Программисты разработали алгоритм, который формирует готовые документы на основе данных пошагового опроса заказчика, готовых шаблонов и всевозможных законодательных актов. В результате получился онлайн-конструктор документов. Систему встроили в сайт и открыли к ней бесплатный доступ. Люди стали приходить и за «спасибо» получать нужные бумаги вполне профессионального качества. После некоторого тестового периода команда Freshdoc.ru сочла, что всё работает надёжно, и постепенно стала вводить платные услуги.
«Наши прежние автоматизированные системы создания документов для нужд компаний были весьма громоздки, нам надо было самим их устанавливать, отлаживать, вручную настраивать отдельно для каждого заказчика. А тут получился очень простой и понятный коробочный продукт, доступный любому пользователю, - объясняет Николай. – Freshdoc.ru задает заказчику те же вопросы, которые задал бы живой юрист. А потом, исходя из полученных ответов, создаёт документ по той же логике, по которой действовал бы человек. Только времени и сил это занимает намного меньше, поэтому и цена услуги несравнимо ниже. Так у меня - не-юриста - родился этот бизнес».
По оценке разработчиков, Freshdoc.ru может справиться примерно с 60-70 процентами обращений. Лучше всего приложению даются типовые случаи. Если же в предполагаемом документе должно быть некое эксклюзивное содержание, то тут без помощи реального юриста не обойтись. Можно самим найти юридического консультанта, а можно попросить доработать документ сотрудников Freshdoc.ru. Но уже за отдельные деньги.
«Пусть профессионалы занимаются творческой работой, а мы возьмем на себя всю рутину, - добавляет Николай. - В принципе, мы готовы точно так же взять на себя все рутинные процедуры в медицине, банковском деле, финансах и в других отраслях. Наша технология это позволяет, надо только научить ее конкретной специфике и секретным рецептам. Этим мы займемся в будущем».
Курс – на малый бизнес
Посещаемость сайта FreshDoc.ru за минувший год выросла с 20 до 30 тысяч уникальных посетителей в сутки. При этом компания не светится в прессе, не ведёт агрессивной рекламы, но при этом технологично собирает органический трафик с поисковиков на свой сайт.
«Наш главный конкурент - привычка людей составлять документы в Word, - объясняет Николай Пацков. - Когда пользователь впервые попадает на наш сайт, он хочет скачать уже готовый шаблон документа, чтобы просто подставить в него свои данные. Причём, разумеется, бесплатно. И только потом, отвечая на вопросы нашей анкеты, начинает понимать, что в них есть логика, да и форма будущего документа будет учитывать нужную ему специфику. К тому же все будет безупречно с юридической точки зрения - у нас работают профессиональные юристы. Их частные консультации стоят намного дороже, а качество подготовки документа – аналогичное.
Все положения имеют ссылки на законодательство, всё выверено и структурировано. И люди, пройдя этим путем, понимают, что, наверное, за документ такого качества отдать несколько сот рублей совсем не жалко. А если не понимают сами, то их догоняет звонок менеджера по продажам - при регистрации система попросит указать свой телефон».
Из всех пользователей, попавших на сайт Freshdoc.ru, те или иные покупки совершают один-два процента. В компании этот уровень конверсии называют неплохим. Но, естественно, останавливаться на достигнутом не собираются.
Изначально команда сервиса своей аудиторией видела обычных людей – физических лиц, а также предпринимателей малого и среднего бизнеса. Но сейчас две трети клиентов – крупные организации, которые покупают безлимитные лицензии на составление документов. Причем для каждого из них в базу данных закладываются их собственные шаблоны и типовые документы, которые готовят эксперты заказчика. Если смотреть по доле в выручке, на крупных заказчиков приходится ещё больший объем. Однако разрыв между двумя типами клиентов сокращается, и в будущем, полагают в компании, основной доход будут давать как раз частные лица и представители небольшого бизнеса.
Ещё одно направление бизнеса компании связано только с крупными компаниями. Для них создаются инструменты, позволяющие привести их базу документов к гибким шаблонам. Тогда конструктор FreshDoc.ru интегрируется с системой документооборота или CRM-системой заказчика. Например, если такая система внедрена в банке, то оператор просто расставляет галочки в нужных местах, заполняет необходимую текстовую информацию, после чего весь кейс отправляется сразу в нужные отделы - на проверку службе безопасности, на согласование юристами, на подготовку договора в отделе продаж и так далее. В результате все бизнес-процессы ускоряются в несколько раз.
«Я сам не юрист, поэтому для меня очень важно быть абсолютно уверенным, что все наши документы подготовлены качественно. Со всеми жалобами, - а они хоть и не часто, но бывают, - разбираюсь очень тщательно, - рассказывает Николай. - Большинство из них связано с тем, что клиенты просто не понимают нашей логики изложения. Тогда объясняем что к чему, почему кодексы предписывают поступить именно так. Бывает, что человек хочет внести некое своё условие, но оно противоречит законодательству и потом легко может быть оспорено контрагентом в суде. Это всё тоже нужно объяснить. Но я за восемь лет работы не помню ни одного случая, чтобы подготовленный нами документ был оспорен или принес бы нашему клиенту какие-либо проблемы».
Туманные перспективы
Когда в 2008 году работа над сервисом Freshdoc.ru только начиналась, он развивался как один из проектов в рамках действующей компании. Средства на него отдельной строкой не выделялись, так что теперь посчитать затраты на начальном этапе теперь невозможно. Потом, по мере развития технологии и расширения библиотеки документов, он стал вытеснять остальные проекты и постепенно переформатировал всю веб-студию, в которой появился, под себя.
«Чтобы сделать хороший продукт, подобный нашему, надо вложить в него минимум 5 миллионов долларов. Чтобы построить сеть, нужны уже 15 миллионов долларов, - поясняет Николай Пацков. - Я не могу раскрывать состав учредителей и наши взносы в уставной капитал компании, но речь идет примерно о таком порядке сумм. Мы вложили в проект свои деньги, и это позволило нам обойтись без займов и дорогих банковских кредитов».
Изначально предполагалось, что к 2017 году сервис выйдет на такой уровень, что вложения полностью отобьются, и он начнёт приносить стабильно растущую прибыль. Однако жизнь подбросила сюрпризы - экономика начала активно «скукоживаться», компании стали закрываться и сокращать свои объёмы. Как следствие, сократились и количество заключенных контрактов, и потребность компаний в производстве документов. Так что руководство и владельцы пересмотрели планы.
«Чтобы сделать хороший продукт, подобный нашему, надо вложить в него минимум 5 миллионов долларов. Чтобы построить сеть, нужны уже 15 миллионов долларов, - поясняет Николай Пацков. - Я не могу раскрывать состав учредителей и наши взносы в уставной капитал компании, но речь идет примерно о таком порядке сумм. Мы вложили в проект свои деньги, и это позволило нам обойтись без займов и дорогих банковских кредитов».
Изначально предполагалось, что к 2017 году сервис выйдет на такой уровень, что вложения полностью отобьются, и он начнёт приносить стабильно растущую прибыль. Однако жизнь подбросила сюрпризы - экономика начала активно «скукоживаться», компании стали закрываться и сокращать свои объёмы. Как следствие, сократились и количество заключенных контрактов, и потребность компаний в производстве документов. Так что руководство и владельцы пересмотрели планы.
«Мы зарабатываем продажей документов: чем больше бизнесов в стране, тем больше наша выручка, - уверен Николай. - Но при этом мы замещаем юристов, услуги которых сейчас могут себе позволить уже не все. Так что поводы для оптимизма есть. Мы делаем хороший продукт, он нужен на рынке, он помогает предпринимателям вести дела, а людям - решать свои задачи. Так что у нашей компании есть потенциал для роста. Но что будет в стране к концу года, зависит от тысячи факторов: курсов валют, цены на нефть, состояния рынка труда... Поэтому говорить, что мы к такой-то дате заработаем такие-то деньги - сейчас слишком самонадеянно».
Вариант продажи Freshdoc.ru Николай не рассматривает. Для него это не только предпринимательский проект, но и социальный. Он видит в нём свою возможность помочь людям. Говорит, что к нему много раз обращались крупные компании, готовые выложить приличные суммы - вполне сопоставимые с затратами на создание сервиса. Но все получили отказ. Просто потому, что учредители верят в потенциал Freshdoc.ru. И ещё опасаются, что с их детищем в чужих руках может произойти то же самое, что случилось с Picasso после их союза с Google. Тогда перспективный сервис, который получил доступ к значительным инвестициям, просто не выжил в большой корпорации.
Источник: https://biz360.ru/materials/dogovory-pishet-robot-kak-ustroen-onlayn-konstruktor-dokumentov/
Комментариев нет:
Отправить комментарий