8 сентября 2016 г.

В досудебном порядке. Как правильно составить претензию.


В наше время часто бывает так, что, честно расплатившись, мы не всегда получаем то, что хотели — то прическу сделают, как у Бонда (хотя мы заказывали ирокез), то продадут щенка с недостаточно большими для умиления глазами (а мы вообще просили бобра). В общем, нехорошие вещи имеют свойство случаться. Первой реакцией на подобную несправедливость обычно являются широко открытые глаза, полные ярости или слез (тут все индивидуально). Нужно заметить, что оба варианта эффектные, но, по сути, бестолковые. Гораздо эффективней (и цивилизованней) будет написать грамотную претензию. Тем более что сделать это очень просто — достаточно указать, кому претензия направлена, объяснить, чем отправитель недоволен, и включить требование все исправить. Специалисты Конструктора документов FreshDoc.ru расскажут секрет составления идеальной претензии.

В каких случаях досудебный порядок урегулирования спора обязателен?
Претензия? А как же “встретимся в суде”? Конечно, у вас есть возможность написать исковое заявление и уже в суде выяснять, кто прав. Но тут есть небольшой нюанс — в некоторых случаях, перед обращением в суд нужно обязательно попытаться решить спор в претензионном порядке. Согласно свежей (от 01.06.2016г.) поправке, внесенной  в  Арбитражно-процессуальный кодекс РФ, при рассмотрении гражданских споров такой порядок обязателен. Но и из такого правила найдется несколько исключений — в  некоторых случаях соблюдение досудебного порядка не обязательно. Например, при рассмотрении дел:
1. В которых необходимо установить факты, имеющие юридическое значение;
2. О выплате компенсации за нарушение срока рассмотрения дела. Ну или в делах о компенсации за нарушение срока исполнения судебного акта;
3. О банкротстве;
4. По корпоративным спорам;
5. О защите законных интересов группы лиц;
6. Об отмене охраны товарного знака из-за его долгого неиспользования;
7. Об оспаривании решений третейских судов.
Понятно, что ждать ответ на претензию – дело утомительное. Через 30 дней (именно столько нужно ждать ответ) можно перестать надеяться на ответ и начать составлять исковое заявление.
Что будет, если сразу подать в суд, не соблюдая претензионный порядок?
Наказывать за такое кощунственное самоуправство, само собой, не будут. Как, впрочем, и хвалить. Скорее всего, судья с важным видом вернет заявление, заметив, что порядки надо соблюдать. Конечно, можно обратиться в вышестоящие инстанции и попытать счастья там. Но ответ, вероятнее всего, будет таким же. Если не по содержанию, то по смыслу — точно.
Как правильно составить претензию?
Итак, золотую рыбку, которая почему-то отказывается исполнять желания, заменить не удалось, так как это негарантийный случай (а для чего тогда вообще люди покупают золотых рыбок?). Придется писать претензию. Какого-то определенного требования к заполнению, как было уже сказано выше, нет. Но есть пункты, которые претензия обязательно должна содержать:
1. Данные отправителя;
2. Реквизиты получателя;
3. Суть претензии;
4. Доказательства, подтверждающие нарушения;
5. Ссылки на нормы законов, согласно которым возникает право требования;
6. Сами требования (обычно требуют вернуть деньги, но можно потребовать замену некачественного товара или его бесплатный ремонт);
7. Дату и личную подпись.
Направить претензию можно двумя способами:
1. Путем личного вручения. В этом случае надо будет составить претензию в двух экземплярах. Нет-нет, для вручения хватит и одного. Даже если получатель с флегматичным видом спустит его в шредер на глазах у вручившего. Главное, чтобы на втором экземпляре получатель поставил дату вручения, ФИО и личную подпись (как убедить его сделать это, не знаем даже мы).
2. С помощью почтовой службы. Само собой, отправляться в место, в котором уже успел разочароваться, желания нет. Тем более, что почтовое отделение гораздо ближе. В этом случае лучше не поскупиться и отправить претензию ценным письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении. Этот вариант проще, да и уговаривать поставить подпись не придется.
Точкой отсчета для истечения положенных 30 дней будет, кстати, дата вручения претензии на руки. Самое интересное, что действующее законодательство не обязывает отвечать на претензии. Но это не значит, что справедливость не будет восстановлена. Здесь важно именно подтверждение получения претензии адресатом. При его наличии суд не откажет вам в защите .  
Вот таким почти нехитрым способом можно не только выказать свое негодование от качества полученных услуг или приобретенных товаров (шутка ли, в коробке было на две спички меньше, чем заявлено!?), но и вернуть товар и/или получить компенсацию. Помните о своих правах, требуйте их выполнения, а FreshDoc.ru поможет вам оформить все документы.

3 комментария:

  1. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Недавно только писал претензию в один магазин бытовой техники. Следите что ли за мной?

    ОтветитьУдалить