Текст написан под влиянием профессиональной деформации и может необъективно отражать действительность. Однако все приведенные примеры правдивы, и автор узнал их подробности от действующих лиц конфликтов.
Юристы постоянно сталкиваются с отклонениями от планируемого сторонами соглашения поведения. Они как спасатели на море. Если для капитана судна крушение — экстраординарное событие и с большинством не случается за всю карьеру, то для спасателей кораблекрушение, как для юриста нарушение договора, — совершенно заурядная вещь.
Надеемся, накопленные за время участия в конфликтах сведения помогут вам не попасть в неприятности.
Картинка для привлечения внимания, в пояснениях не нуждается. Лучше рассмотрим другие факторы, приводящие к разрыву отношений.
Пример 1. Как клиент мечты погубил компанию
Для одного из лидеров рынка программисты написали мобильное приложение — личный кабинет пользователя с необходимым набором функций. Заключили очень выгодный лицензионный договор сроком на 12 месяцев + контракт на обслуживание и доработку. Казалось, счастье наступило и клиент мечты обеспечит развитие компании на долгие годы.
Но по окончании срока договора лицензиат отказался от продления, а перешел на новое приложение, которое создал собственными силами. При этом, пользователи даже не заметили изменений — интерфейс и функционал программы были скопированы в точности.
Какие ошибки допустил лицензиар?
Он не защитил свой продукт от копирования. В данном случае дизайн был предоставлен заказчиком и меры по защите произведений дизайна не применимы. Также регистрация программы сама по себе ничего не дала бы, поскольку код был полностью переписан. Однако интерфейс и функционал программы можно было защитить патентами — софтверные патенты есть не только в США, но и в России.
Пример 2. Как клиент заменил продукт еще до заключения договора
Известно, что лакомые контракты можно получить у государства. Но там конкурс. Верилось, что все люди — братья и будут сдерживать свои обещания, поэтому разработка программы началась еще до организации конкурса. Когда прототип был готов и передан заказчику, конкурс под клиента делать передумали и существенно снизили стоимость разработки. В итоге сам разработчик в конкурсе участвовать не стал, но напоследок, хлопая дверью, запретил использовать дизайн.
Какую ошибку совершил лицензиат?
Заказчик передал прототип другому разработчику, который скопировал дизайн. А в России произведения дизайна защищаются не только патентным, но и авторским правом. Первоначальному автору удалось обосновать свои права на дизайн и доказать заимствование. Компенсация была выплачена. Однако в случае изменения дизайна, скорее всего, были бы только потери. Звучит банально, но «Господа, не откладывайте заключение договора в долгий ящик».
Пример 3. Мы просто больше не будем платить
Клиент может заместить лицензируемый продукт не просто новым продуктом, а доработкой лицензируемого продукта. В этом случае аргументация примерно такая: да, изначально это был ваш продукт и мы за него согласны платить, но сейчас мы его сами доработали под себя, и фактически это уже наша разработка (пусть и на основе вашей).
В таких спорных ситуациях особую важность приобретают условия лицензионного договора.
Как использовать лицензионный аудит?
Лицензиару нужно включить в договор право с определенной периодичностью и в определенном заранее порядке проводить проверку использования программного продукта Лицензиатом и его сублицензиатами на предмет соблюдения требований и ограничений, установленных Договором. В случае судебного спора дела проигрываются из-за отсутствия доказательств нарушения прав. Лицензионный аудит — это возможность путем проверки исполнения договора получить доказательства его нарушения.
Предметом проверки могут быть любые факты, имеющие отношение к использованию программы и базы данных. В том числе, подтверждающие соблюдение запрета на внесение изменений и копирование. Нужно закрепить за собой право доступа к устройствам лицензиара и требовать демонстрации работы с программой в соответствии с условиями договора.
Лицензиата нужно обязать оказывать лицензиарам содействие в реализации их права на проведение лицензионного аудита, в том числе отвечать на запросы и требования и осуществлять иные действия, которые могут потребоваться для реализации права лицензиара на аудит.
Если Лицензиат препятствует проведению лицензионного аудита Лицензиарами или не исполняет надлежащим образом своих обязанностей по содействию проведения лицензионного аудита, либо в ходе аудита будут выявлены существенные нарушения, то лицензиар получает право в одностороннем внесудебном порядке отказаться от договора.
Если в ходе проведения лицензионного аудита будут выявлены несущественные нарушения условий лицензии, то лицензиат обязан уплатить штраф и прекратить нарушение.
Это описание в общих словах, но суть понятна — у лицензиара должны быть реальные инструменты для контроля за соблюдением договора. И чем конкретнее и подробнее вы эти инструменты распишите на берегу, тем больше шансов будет на продление договора.
Если у вас есть свои положительные или отрицательные примеры, поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
Такие штуки лучше сразу со знакомым опытным юристом составлять. А то и при составлении договора могут вокруг пальца обвести)))))
ОтветитьУдалитьНе у всех есть под рукой знакомый опытный юрист))
УдалитьМда.. На дворе 21-ый век, а еще столько наивных людей =)
ОтветитьУдалитьНаивные люди всегда были, есть и будут есть ;)
УдалитьА не проще готовый продукт продавать? А если что-то не устраивает, то менять за дополнительную плату. Например, нужны еще две кнопки? Извольте доплатить X тысяч рублей. Нужно поменять цвет кнопок? Ну ок, за Y тысяч поменяем.
ОтветитьУдалитьНаверно, проще. Но когда точно знаешь, что его купят. Никто не запрещает разработчику выставлять на продажу свой программный продукт. Вот только будет ли он востребован? Да и зачем покупателю возиться с разработчиком и постоянно доплачивать за необходимый функционал. Для него целесообразнее сразу выставить требования заказа, чтобы получить тот продукт, который ему нужен.
Удалить