Невозможно отрицать тот факт, что иметь собственный логотип — очень круто. Это почти как фамильный герб, только для фирмы. Впрочем, заиметь логотип для своей компании не так уж и сложно. Как это сделать, как защитить его от копирования и что, собственно, он из себя представляет, расскажут специалисты сервиса freshdoc.ru.
Итак, логотип — это оригинальное графическое словесное обозначение, использующееся для индивидуализации фирмы или бренда. Проще говоря, это картинка с возможным включением слов (например, девиза «Честь, долг и бутерброды»), видя которую у людей сразу пробуждаются ассоциации с компанией, которой принадлежит лого. Поэтому лучше уж сразу сделать хороший (чтоб потом тысячу раз не исправлять) логотип, который будет отражать всю крутизну фирмы. Считается, что клиенты более лояльны к компаниям, которые позаботились о собственном логотипе.
Так как логотип — это творческий продукт, то нет нужды обращаться в специализированные фирмы — при его разработке компания может понадеяться на себя и обойтись своими силами, а потом, скорее всего, все равно заказать его разработку дизайнеру по договору авторского заказа.
Но, как говорят юристы, просто придумать и использовать логотип недостаточно. Потому что в любой момент его могут начать использовать другие фирмы, из-за чего ваша компания потеряет имидж и, возможно, прибыль. Произойдет это потому что ваш логотип уже успел заслужить репутацию, а не потому что он очень классно выглядит (но не без этого, естественно).
Для того чтобы фирменным логотипом компании не могли воспользоваться конкуренты, придется юридически оформить на него права. Этим занимаются мудрые сотрудники Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент). Такая процедура называется государственной регистрацией товарного знака (а логотип как раз является разновидностью товарных знаков). Все зарегистрированные ТЗ вносятся в специальный государственный реестр. Если логотип уже когда-то был зарегистрирован определенным лицом (предпринимателем, компанией), то придется придумывать новый, так как в России нельзя использовать аналогичные или очень похожие товарные знаки разными фирмами.
Как проходит процедура регистрации?
Будущий правообладатель или его представитель должен подать заявку в Роспатент. Перед подачей заявки имеет смысл провести предварительную проверку на уникальность логотипа, дабы в недалеком будущем не тратиться лишний раз на пошлины.
Какие документы взять с собой на составление заявки на регистрацию:
1. Заявление о регистрации товарного знака (в нем надо будет указать имя заявителя, его место жительства или место нахождения, если он с 2012 года прячется в бункере, например);
2. Собственно, изображение логотипа, заявляемого на регистрацию в качестве товарного знака;
3. Список товаров (или услуг), которые планируется выпускать на рынок под этим товарным знаком;
4. Описание логотипа.
Документы заявки представляются в единичном экземпляре. А вот изображение товарного знака нужно представить в двух экземплярах.
Дата подачи заявки становится тем моментом, с которого у компании появляется исключительное право на логотип. Чем не дополнительный повод для корпоратива?
Следующий шаг — это оплата пошлин за рассмотрение заявки и направление ее в Роспатент на формальную экспертизу. Во время формальной экспертизы проверяется правильность оформления документов заявки и своевременность оплаты пошлин. Если с этим все ок, то заявка переходит на следующий уровень — экспертиза по существу. На этом этапе товарный знак проверяется на предмет того, можно ли предоставить этому обозначению правовую охрану.
При успешном прохождении экспертизы по существу, заявителю нужно оплатить еще одну пошлину — за регистрацию логотипа в реестре. Зато потом останется только дождаться выдачи свидетельства о регистрации товарного знака.
Сведения о зарегистрированных товарных знаках включаются в государственный реестр товарных знаков.
Знаки торговой марки
После этого фирма-правообладатель может разместить на своей продукции рядом с логотипом специальный знак охраны — ®. Это знак говорит другим компаниям, что данный логотип занят и придется им придумывать себе другой, а использование этого чревато административными последствиями.
Иногда компании используют и другое обозначение — ™ (торговая марка). Но в российском патентном законодательстве такое обозначение не принято. Обычно его применяют тогда, когда право на логотип еще не зарегистрировано, но фирма уже сделала первые шаги по оформлению права. Ведь вся процедура регистрации товарного знака проходит не так быстро, как хочется, а фирме уже не терпится использовать логотип для индивидуализации себя на рынке.
Срок действия права на логотип
Ничто в нашей жизни не вечно. В том числе и исключительное право компании на логотип — действует оно всего в течение 10 лет со дня подачи заявки в патентное ведомство. Но зато может быть продлено неограниченное количество раз. В общем, почти вечно, если вовремя успевать продлевать.
Итак, регистрировать логотип необходимо, чтобы закрепить свое исключительное право на использование этого товарного знака. Это как проявление заботы о своей репутации и перспективах собственного бизнеса.
Специально для тех, кто твердо решил заказать и зарегистрировать собственный логотип, на сайте freshdoc.ru специально разработана процедура регистрации логотипа или другого товарного знака. Не благодарите.
Есть ли какие-нибудь ограничения на изображения для логотипа? К примеру, неприличные картинки вряд ли разрешат поставить. Может есть список с запрещенными изображениями?
ОтветитьУдалитьЕсли мы регистрируем как торговую марку, то есть п. 2 ч. 3 ст. 1483 ГК РФ: не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
УдалитьА если логотип был раньше зарегистрирован, но исключительное право не продлевалось? Можно его будет потом зарегистрировать на себя? Или похожий на него?
ОтветитьУдалитьОхрана товарного знака, а вместе с ней - и исключительное право на него, может быть прекращено досрочно по причине неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых 3 лет после его гос. регистрации (ст. 1486 ГК). А если прежний владелец утратил свои права на ТЗ (или просто не продлевал, когда прежний 10 летний срок заканчивался), то это обозначение может быть зарегистрировано на другое лицо. Но за более-менее ценными ТЗ все равно следят. Так что перекупить их вряд ли получится ;)
УдалитьАвтор заикнулся о семейном гербе. Не мог бы он об этом рассказать? Как его регистрировать? И надо ли вообще? Ну или может, кто из знающих объяснит, необязательно автор.
ОтветитьУдалитьВ нашем законодательстве, по крайней мере на федеральном уровне, не предусмотрена регистрация семейных, личных гербов. Их проводят по желанию общественные организации (геральдические общества), но такая регистрация с точки зрения закона не дает этим изображениям правовую охрану,такую, как например товарному знаку.
УдалитьЛоготип – круто, конечно. А можно поставить на логотип лицо героя фильма? Или, например, культового транспортного средства? Типа DeLorean DMC-12 из трилогии «Назад в будущее»?
ОтветитьУдалитьОчень спорно. Во-первых, под логотипом понимается (хотя в законодательстве и нет определения лого) не столько изображение, сколько текст в оригинальной графической форме. Во-вторых, регистрационный орган может усмотреть в этом "противоречие общественным интересам" (ч.3 ст.1483 ГК), или "использование известного в РФ произведения искусства, персонажу без согласия правообладателя", или "использование изображений объектов всемирного культурного наследия" (ч.5 ст. 1483 ГК) и пр.
Удалить