16 декабря 2016 г.

Дорожные приключения: как общаться с инспектором ДПС?

Выезжая на дороги нашей Родины, нужно помнить о своих правах и правах инспектора ДПС. У нас почему-то принято думать, что либо у водителя прав больше, либо у инспектора. На самом деле, прав у них примерно поровну, просто они разные. Например, водитель невиновен, пока не доказано обратное. Зато если инспектор докажет вину автолюбителя, то может выписать штраф или даже отстранить его от управления ТС. К сожалению, у водителя нет права штрафовать инспекторов (а жаль!). В новой статье эксперты Конструктора документов FreshDoc.ru подробно разъяснят права и обязанности этих непримиримых участников дорожного движения.
Каждый автолюбитель помнит то непередаваемое волнение, когда взмахом жезла инспектор дает сигнал об остановке. Водитель должен подчиниться требованию сотрудника ДПС, даже если он ничего не нарушил. Игнорирование требования инспектора об остановке не только вызовет у последнего подозрения, но и грозит административным штрафом от 500 до 800 рублей.
Кстати, несмотря на то что вы останавливаетесь на том месте, куда указал инспектор, это не помешает ему выписать вам штраф за неправильную парковку.

Поэтому разумнее будет удостовериться, что вы не создаете помех другим участникам движения, включить правый сигнал поворота и остановиться на обочине или в месте, где не запрещена парковка. Если есть сомнения в правильности парковки автомобиля, то лучше включить аварийную сигнализацию. Но не останавливаться у водителя права нет (особенно на стационарном посту ГИБДД). Список причин для остановки ТС вне поста ограничен, но достаточно широк. Поэтому  инспектор должен озвучить причину остановки, а водитель обязан остановиться в любом случае.
Исключением можно назвать остановку автомобиля на трассе в полнолуние, да ещё и инспектором, который больше похож на оборотня, чем на полицейского (например, у него нет знаков принадлежности к подразделению ГИБДД, а светящиеся красным глаза — есть).
Если у вас есть подозрения, что сотрудник поддельный, то следует доехать до ближайшего поста ГИБДД (или позвонить в службу спасения) и поведать им о своих опасениях. Как правило, на такую службу берут крепких парней, так что вряд ли вы кого-нибудь напугаете своим рассказом, даже если приукрасите его. Зато вы избежите неприятностей из-за неподчинения требованию сотрудника полиции (если он оказался все-таки настоящим), поможете предотвратить возможное преступление (если это был на самом деле оборотень или более прозаичный недоброжелатель), ну и наверняка поднимете настроение коллегам того самого инспектора.
Как гласит Регламент, сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться четко и быть понятны для всех участников дорожного движения. Тем не менее, на дороге не всегда понятно, какой именно автомобиль хотел остановить инспектор.
Если же вы просто поздно заметили, что инспектор ДПС останавливает именно вас, то следует проехать на безопасное (для других участников движения) расстояние и припарковать автомобиль. Получившийся путь вас смущать не должен — в законодательстве нет четких норм, указывающих, на каком расстоянии водитель должен остановиться. Главное, быть в пределах видимости инспектора.
Остановившись, необязательно утруждать себя и выходить из автомобиля — вести беседу с сотрудником можно и через открытое окно. Однако нужно помнить, что инспектор вправе предложить участнику дорожного движения выйти из автомобиля. Например, в случае:
  • необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  • наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
  • для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • для проведения личного досмотра, осмотра и досмотра транспортного средства и груза;
  • когда требуется участие водителя в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Если же ничего из этого не списка не применимо (а свою причину сотруднику придумать так и не удалось), то обращаться к водителю принято в открытое окно с водительской стороны. Однако это не значит, что с правой стороны вести разговор — табу. Если есть объективные обстоятельства (например, угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части или загрязненность дорожного покрытия), сотрудник вправе обратиться с противоположной стороны ТС.
Первым делом инспектор должен представиться: назвать свои должность, звание и фамилию. А если остановленный потребует, то и предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук. Затем инспектор ДПС должен сообщить причину и цель остановки ТС.
Кстати, инспектор имеет право на видеосъемку не только дорожного движения, но и беседы с водителем (впрочем, у водителя есть такое же право). Если понятых пригласить невозможно (а их должно быть не менее двух штук), их можно заменить видеосъемкой, о чем в протоколе делается запись. Понятыми могут быть и свидетели. А вот сам сотрудник полиции не может быть понятым при составлении протокола, как и его напарник или коллега с соседнего поста. Об этом четко сказано в Кодексе об административных правонарушениях. Поэтому такой протокол будет недействительным.
Самое интересное, что не подписывать протокол нельзя, даже если вы полностью не согласны с написанным. Но это не значит, что нужно соглашаться с изложенным — достаточно сделать запись «с протоколом не согласен» или «с моих слов записано не верно». Но сделать такую (или обе сразу) запись нужно до своей подписи. Не стоит покупаться и на расстроенные причитания инспектора об испорченном бланке — лукавит сто процентов! Согласно п. 4 ст. 28.2 КоАП водитель прилагает свои объяснения и замечания к протоколу, а в соответствии с п. 6 той же статьи водителю должны обязательно выдать копию протокола об административном правонарушении. А еще в протоколе можно написать «Требую адвоката», так как, согласно ст. 48 Конституции РФ, защитник допускается к участию с момента предъявления обвинения, возбуждения дела об административном правонарушении, то есть при составлении протокола. Отсутствие адвоката при составлении протокола является основанием для его отмены в суде. Но только если водитель его потребовал.
Стоит помнить также, что любой ваш пассажир – это свидетель. И не важно, кем он вам приходится: прабабушка друга, сам друг, брат-близнец или просто попутчик. А вот сотрудники ГИБДД не могут быть свидетелями. Инспектор, который составляет протокол, будет являться не свидетелем, а обвинителем.
Если у остановившего вас инспектора есть какие-то претензии, то следует вежливо уточнить, какие именно, чем они вызваны, что он намерен предпринять, попросить обосновать, согласно какой именно норме инспектор привлекает вас к ответственности. Очень кстати при этом иметь в машине ПДД, КоАП и Административный регламент МВД или друга-юриста.
Вежливо попросите сотрудника полиции еще раз назвать его должность, звание и фамилию, к какому подразделению он относится; объясните сотруднику, что данные нужны для жалобы, так как вы не согласны с предъявленным обвинением.
Если же нарушение очевидно, доказательства есть и не в вашу пользу, или вы согласны с тем, что нарушили, но при этом инспектор выбрал из возможных наказаний наиболее суровое (например, каторгу вместо предупреждения), то сообщите, что не согласны с таким наказанием. А далее уточните его данные для подачи административной жалобы в связи с несогласием с назначенным наказанием. Инспектор не может вам в этом отказать, о чем сказано п. 23 Административного Регламента.
Также помните, что согласно Конституции РФ и КоАП РФ никто не обязан свидетельствовать против самого себя, и водитель не обязан доказывать свою невиновность (именно инспектор должен доказать вину водителя).
Пристегивайтесь за рулем, соблюдайте скоростной режим и остальные правила дорожного движения, а Конструктор документов FreshDoc.ru поможет вам оформить грамотные документы, если ваши права были нарушены сотрудником ДПС или полуночным оборотнем.

5 комментариев:

  1. Сертификаты на какие приборы можно потребовать у инспектора?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У инспектора ГИБДД можно потребовать предъявить сертификат соответствия качества на алкотестер, сертификат на радар, а также паспорт изделия на радар, в том числе на фоторадарные комплексы, как стационарные,так и передвижные

      Удалить
    2. А как быть если гаишник отказывается предъявить документы на приборы?

      Удалить
    3. При отказе сотрудника ГИБДД на вашу просьбу предъявить сертификаты соответствия качества прибора следует сделать об этом запись в протоколе. После этого нужно обжаловать протокол, ссылаясь на этот факт.

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить