12 января 2017 г.

Бизнес от чужого имени. Плюсы и минусы франшизы.


Перед отважными предпринимателями, рискнувшими открыть бизнес по франшизе, встает немало вопросов. Тут на самом деле есть над чем поразмыслить как новичкам, которые только открывают свой первый бизнес, так и бизонам предпринимательства. Даже если они успели съесть всех собак на поприще собственного бизнеса и самостоятельно собрали первоначальный капитал на франшизу.
Как и любой уважающий себя документ, договор франчайзинга — кладезь непонятных слов: франчайзи, франчайзер, роялти… Давайте разбираться. Итак, франчайзи — сторона, передающая роялти, франчайзер, соответственно, — принимающая сторона. Роялти — плата за использование права на определенный вид бизнеса (считай, за франшизу).
При выборе франчайзера предпринимателю нужно опираться не только на свою интуицию, какой бы отличной она ни была. Большое внимание стоит уделить репутации правообладателя франшизы, ведь именно ее, по сути дела, и покупают по договору коммерческой концессии. Эксперты Конструктора документов FreshDoc.ru подготовили статью, в которой подробно расскажут о договоре франчайзинга и подводных камнях ведения бизнеса по франшизе.
Плюсы
Одно из главных преимуществ франшизы – проверенная эффективность бизнеса. То есть не нужно будет беспокоиться по поводу раскрутки, бренд уже широко известен, поэтому товары (услуги) в ближайшее время будут пользоваться спросом.
При покупке франшизы не нужно будет исследовать рынок на предмет поиска выгодной ниши, круга потребителей, удачной бизнес-концепции и учить другие непонятные словосочетания. Эффективность бизнес-методов и технологий уже проверил правообладатель франшизы.
Тут вся соль в том, что потребитель часто ориентируется на известность бренда, а не на какие-то там качество или цену. Поэтому, открывая бизнес под известной вывеской, предприниматель сразу получает не только сам бренд, но и массу лояльных клиентов.
Позитивные плюшки и в рекламе. Судите сами: купив франшизу, франчайзи получает и рекламную поддержку. Как правило, правообладатель постоянно поддерживает репутацию своей компании, поэтому вливает колоссальные средства в рекламу и получает соответствующий результат. Также правообладатель франшизы предоставляет ясный и четкий алгоритм действий в сфере бизнеса, готовую смету, план бюджета и прочие расчеты планируемых затрат.
Еще одним плюсом франшизы является то, что правообладатель чаще  всего организует профессиональное обучение сотрудников. Франчайзи может быть тысячу раз компетентен в области, в которой приобрел франшизу, но все равно правообладатель франшизы, обучивший несколько сотен сотрудников, имеет больше опыта, а также штат сертифицированных специалистов, которые занимаются обучением. Не учитывать это, как известно, нельзя — профессионализм персонала имеет большое значение для организации успешного бизнеса. Как говорят бизнес-тренеры, квалификация и знания сотрудников — это залог качественной и эффективной работы.
Не будет секретом, что для франчайзера важен успех всех предприятий. Поэтому грамотный правообладатель уделяет развитию франчайзи достаточно много средств и усилий. Это осуществляется посредством внедрения новых технологий, оптимизации бизнес-процессов и поиска новых поставщиков.
Минусы
Так как мы живем не в идеальном мире, у бизнеса по франшизе также имеются свои минусы и подводные камни. Одной из таких опасностей может стать недобросовестный франчайзер. И хорошо, если недобросовестностью от него несет за сто верст, это даст вам возможность своевременно отказаться от заключения договора. Хуже, когда договор заключен и правообладатель предоставляет не все преимущества и права по франшизе, на которые рассчитывает приобретатель.
Другая опасность — ликвидация или реорганизация франчайзера. Подобное происходит нечасто, но во время финансовых кризисов можно нарваться и на подобный сценарий. Поэтому, изучая репутацию правообладателя франшизы, нужно обратить внимание и на его финансовое благополучие, на отсутствие признаков скорого банкротства: например, большое количество судебных дел, в которых участвует организация, или массовые сокращения сотрудников. Предпринимателю важно приобрести франшизу у стабильной компании, а не вложить деньги в чужое финансовое оздоровление.
Также приобретатель франшизы должен быть готов к жесткому регламенту сотрудничества, по которому нужно будет неукоснительно выполнять все правила и требования правообладателя. Иногда даже абсурдные и крайне невыгодные. Например, закрытый список поставщиков, которому должен будет следовать франчайзи, несмотря на наличие территориально близких и более выгодных поставщиков сырья. Требования часто касаются не только оформления и ассортимента, но и политики работы с клиентами и поставщиками.
Сюда еще можно добавить и строгий контроль качества. Договор франчайзинга, как правило, предусматривает возможность всевозможных дополнительных (а часто ещё и внеплановых) проверок.
Но самым большим сюрпризом может стать условие о неконкуренции. Этот интересный пункт часто можно встретить в договоре коммерческой концессии. Он означает, что франчайзи запрещено сотрудничать с другими франчайзерами. Или может подразумеваться запрет на открытие собственных предприятий после окончания или расторжения договора франчайзинга в течение определенного срока. А может случиться и так, что оба эти условия будут указаны в договоре.
Еще одним минусом будет возможность правообладателя расторгнуть договор в одностороннем порядке, если он сочтет, что приобретатель франшизы грубо нарушает требования и условия соглашения. К этому еще стоит добавить и возможность франчайзера требовать компенсации, в том числе и через суд.
Впрочем, франчайзи не обязательно будет тяжко жить из-за нагромождений условий в договоре. Но мы вас предупредили.

Как это делается
Прежде всего нужно определиться с направлением. Тут в общем-то не разгуляешься, выбрать можно из трех путей ведения бизнеса:
Торговля. Франчайзи у правообладателя приобретает некий товар для его последующей реализации. Фишка в том, что бонусом предприниматель получает узнаваемый бренд, товарный знак и аудиторию, желающую приобрести товар.
Производство. Тут уже приобретается технология производства, перечень необходимого оборудования и обучение персонала.
Услуги. Приобретаемая франшиза будет содержать четкие руководства по предоставляемым услугам, их подробное и поэтапное описание.
После выбора интересующего направления можно выбрать и франчайзера. Вообще, человек, решивший начать бизнес по франшизе, скорее всего уже знает, какая компания ему подойдет. Но если его привлек не какой-то определенный бренд, а сам дух франшизы, то имеет смысл просмотреть отзывы как потребителей, так и партнеров по бизнесу. Тут всё зависит от финансовых возможностей приобретателя франшизы: можно полагаться только на свою интуицию, а можно заказать бизнес-анализ у консалтинговой компании.
После того как выбор сделан, можно заняться заключением договора. Само собой, после переговоров с правообладателем. В российском законодательстве не существует договора франчайзинга в чистом виде, зато Гражданским кодексом предусмотрен договор коммерческой концессии. Заключать следует именно его, так как недобросовестные франчайзеры могут попытаться под видом договора франчайзинга подсунуть договор комиссии или лицензионный договор, по которым не переходят все те исключительные права и плюшки, предусмотренные договором коммерческой концессии.
Итак, определившись с видом деятельности и видом договора, франчайзи и франчайзеру остается только договориться обо всех мелочах, от которых и будет зависеть плодотворность сотрудничества между ними.
К таким моментам относится:
  • Монопольная территория, на которой будет использоваться товарный знак. Ну, или ее отсутствие.
  • Способы обучения персонала приобретателя франшизы. Дело в том, что под обучением можно подразумевать и выезд сотрудников франчайзера на предприятие франчайзи для запуска бизнеса, и обучение персонала в учебном центре. Даже простое предоставление специализированных брошюр также будет подходить под определение обучения.
  • Конкретизация рекламной поддержки. В этом пункте нужно указать способ предоставления поддержки (единоразовая или постоянная) и каким образом будет размещена информация о франчайзи в интернете. Это может быть размещение на основном сайте либо предоставление корпоративной платформы для создания своего сайта. Или вообще будет указана только ссылка на сайт франчайзи.
  • Консультационное сопровождение. Тут обговаривается частота и круг вопросов, по которым возможно консультирование. Или отсутствие консультаций вообще.
  • Описание обязательств франчайзи. Грубо говоря, все, чего франчайзи должен придерживаться в любом случае: корпоративное оформление, соблюдение требований к помещению (офиса, магазина, ресторана), ассортимент, составление прайса, список поставщиков, формирование политики общения с клиентами и поставщиками, этики и внутреннего распорядка. Здесь можно прописать вообще все, вплоть до того, какую фоновую музыку ставить в помещение в рабочее время. И именно к этому пункту традиционно относятся со всей серьезностью и внимательностью. Оно и понятно: будет обидно, если франчайзер расторгнет договор в одностороннем порядке только из-за того, что цвет салфеток на два тона отличался от указанного в договоре.
  • Согласование пунктов, которые могут существенно повлиять на бизнес франчайзи. Например, выкуп обязательного объема товара при торговой франшизе, определенный список поставщиков или высокие требования к квалификации персонала при производственной франшизе.
Хорошим знаком будет, если правообладатель не скрывает круга приобретателей своей франшизы и готов предоставить договоры франчайзинга с ними.
После переговоров правообладатель предложит вам договор, который следует внимательно изучить, в том числе на предмет того, что там отражены все условия, о которых вы предварительно договорились. Желательно делать это, заручившись поддержкой группы юристов. Также с договором приобретателю предложат и бизнес-план. Стоит учесть, что план строится по оптимистичному сценарию, поэтому франчайзи следует самому составить свой реалистичный план и сравнить насколько они расходятся. Если оговоренные между сторонами условия внесены в договор, а бизнес-план близок к реальности, то после проверки юристом договор можно подписывать.
И напоследок: у франчайзера может быть условие к организационной форме франчайзи, например, только ИП или ООО. Если вы еще не зарегистрировали свое предприятие или не стали индивидуальным предпринимателем, то перед заключением договора следует провести все регистрационные действия.
Выбирайте направление и стройте свой собственный бизнес, а Конструктор документов FreshDoc.ru поможет с грамотным оформлением всех необходимых документов.

3 комментария:

  1. Спасибо за интересный пост. У меня такой вопрос: франчайзи может расторгнуть договор? Чем это ему может грозить?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Франчайзи вправе расторгнуть договор на условиях, предусмотренных в самом соглашении. Прежде всего, это неисполнение или ненадлежащее исполнение франчайзером своих обязательств по договору. Для расторжения договора на этом основании нужно зафиксировать неисполнение (несвоевременную передачу права, неисполнение обязательств по обучению персонала, предоставление франшизы на территории франчайзи третьим лицам и др.), уведомить франчайзера о намерении расторгнуть договор, предоставив в разумный срок для выполнения обязательств, если иная процедура не предусмотрена договором. После того как франчайзер не исполнит свои обязательства после претензии, направить ему уведомление о расторжении договора, сославшись на соответствующий пункт договора.
      Если же расторжение договора необходимо франчайзи при полном соблюдении со стороны контрагента своих обязательств по каким-либо иным причинам, то в соответствии с договором (с нашим договором) сторонами изначально устанавливается сумма отступного за расторжение договора. Также стороны могут прийти к согласию об иной сумме отступного или расторгнуть договор по взаимному согласию без выплат каких-либо компенсаций друг другу. Расторжение договора обязательно происходит в письменной форме за подписью обеих сторон. Также каждая из сторон договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока его действия, согласно п. 1 ст. 1037 ГК РФ, во всякое время вправе отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок. Досрочное расторжение договора коммерческой концессии, заключенного с указанием срока, а также расторжение договора, заключенного без указания срока, подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

      Удалить
  2. Название странное. Из Франции, наверное.

    ОтветитьУдалить