29 июля 2016 г.

Билль о правах покупателей интернет-магазинов. Или не билль. Но стукнуть пару раз придется…



Открыть интернет-магазин не просто, а очень просто. На эту тему на Мегамозге будет гарантированная толпа специалистов поболе меня, хоть про Эквид поговорить, хоть про Вукоммерс, хоть про Инсейл. Отдельная история про то, что при попытке вытащить это дело из нанобизнеса хотя бы в микробизнес, начинается вагон и маленькая тележка неучтенных заранее моментов. Не менее отдельная — засады с отсутствием внятной доставки, про фуллфилмент уже вообще не вспоминаю.
Моя задача на сегодня: поговорить о целом вагоне юридических моментов, которые существуют вокруг вас при наличии электронного магазина, вне зависимости от вашего на то желания. Моменты эти называются Права Потребителя, и правда жизни состоит в том, что в полном объеме эти права не выполняются практически нигде и никем. Собственно, мы не имеем пришествия профессиональных сутяжников на наш рынок исключительно потому что суммы в основном у нас малоинтересные для того, чтобы за них воевать. Что категорически не означает, что так будет всегда — кризис-шмизес, все дела. 
Фокус в том, что при добросовестном бизнесе, соблюдать все не так уж и сложно. Просто мы все забиваем, а иногда и просто не знаем. Давайте пробежимся по списку, чтобы понять, что недоработано?

Какие права имеет потребитель при покупке в интернет-магазине, а значит, что вы обязаны ему обеспечить?
Право на информирование до заключения договора купли-продажи.
Право на информацию включает возможность для потребителя ознакомиться на сайте интернет-магазина с информацией:
- о продавце (полное фирменное наименование и место нахождения);
- о товаре (его основные потребительские свойства, место изготовления, цена) и об условиях приобретения товара, его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара;
- о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора (например, точных сроках акций или распродаж, когда действует другая цена на товар).
Это в том числе, если вы торгуете всяким хендмейдом и т.п.
Покупатель вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением магазина от заключения договора. Убыток тут, конечно, дело довольно кривое, но, тем не менее, влететь в претензии просто потому, что вы забыли написать некоторое кол-во несложных слов довольно досадно.

Право на надлежащее оформление договора.
Просто кликнул и купил — это, конечно, приятно, но по закону покупатель имеет право на полноценное оформление. Скажем, вот по такой процедуре:
- Магазин размещает на сайте описание товара, и если в нем содержатся все существенные условия договора (свойства товара, цена), то такое предложения называется публичной офертой. Это значит, что интернет-магазин ОБЯЗАН заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании.
- Покупатель, если он согласен приобрести вещи по цене, указанной в каталоге, направляет магазину сообщение о намерении приобрести товар. Например, заполняет специальную форму анкеты на сайте или определенные поля ввода на странице оформления покупок. Все это зависит от действующих в данном магазине правил оформления покупок. Которые, BINGO!, ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть на сайте и пользователь должен иметь возможность с ними ознакомиться.
После того как покупатель выразил согласие на заключение договора, магазин уже не может менять по своему усмотрению характеристики товара, цену, правила доставки или СРОК. Тут начинается истерический смех людей, которые работали с любым доставщиком с любой стороны процедуры. Если правила изменены, то покупатель вправе настаивать на передаче ему товара на оговоренных ранее условиях. Либо он может отказаться от договора и потребовать возмещения причиненных ему убытков. С магазина, ога. Как вы организуете доставку его не волнует.
Право на предоставление покупателю документов, связанных с покупкой
Если товар оплачивается наличными, магазин обязан выдать чек. Если же оплата происходит безналичным способом, то магазин должен вместе с передачей товара выдать покупателю письменную накладную или акт. Кроме того, магазин должен выдать к товару все полагающиеся к нему инструкции и принадлежности. Это более-менее все делают, ок.
Право на доставку товара
Интернет-магазин ОБЯЗАН предложить покупателю услуги по доставке товаров. Ну это тоже не проблема.
Право на информирование в момент исполнения договора
А вот это бывает ну оооочень мало у кого. А оно вполне себе значимо. Даже если на сайте интернет-магазина размещается вся необходимая информация о продавце и товаре, закон требует, чтобы в момент доставки товара продавец еще раз предоставил эти сведения покупателю – письменно. Причем для импортных товаров такая информация должна быть на русском языке. 

 

Ну и последнее: Право на возврат товара
Покупатель может вернуть товар в интернет-магазин:
- в любое время до передачи товара; в смысле, отказаться от сделки, пока товар не вручен.
- в течение 7 дней после передачи; например, сходить в платье на вечерину и вернуть его. Ага.
- в течение 3 месяцев после передачи — в случае если магазин, передавая покупателю товар, не проинформировал его письменно о порядке и сроках возврата товара. Ну сейчас большинство научены горьким опытом и информируют прямо в чеке.

Повторюсь, причины возврата могут быть любыми.
Есть некоторые оговорки про возврат товаров надлежащего качества, то есть когда с товаром все ок, просто покупатель передумал. Нельзя возвращать предметы гигиены и всякое сделанное персонально под вас — ну то и понятно, оно вообще не понятно что, товар или услуга.
Вот такой список. Не слишком страшный, но в значимой части упущенный из виду для подавляющей части магазинов, увы.


Комментариев нет:

Отправить комментарий