Время, когда роботы отберут у людей работу, быстро приближается. И если в Европе и США от таких перспектив в сильном напряжении пребывают в первую очередь таксисты и дальнобойщики, то в России под катком прогресса первыми могут оказаться вполне респектабельные и хорошо зарабатывающие юристы. О том, как этот процесс уже идет «Хайтек» рассказал основатель и генеральный директор компании FreshDoc.ru — Николай Пацков.
— Расскажите о своем сервисе, что такое FreshDoc.ru?
— FreshDoc — это робот-конструктор, составляющий документы для людей по их запросам.
Пользователь ищет, к примеру, «договор подряда», «скачать договор займа» или «брачный договор». При этом он не рассчитывает найти что-то большее, чем «рыбу» договора. Мы понимаем, что даже если двум людям нужен один и тот же договор, в конечном итоге он все равно получится у них разным — условия всегда индивидуальны. Поэтому мы, прежде чем дать пользователю документ, задаем ему вопросы, ответами на которые и будет строиться документ.
Не даем какой-то готовый документ по шаблону, который подходит под одну ситуацию, а исходя из его ответов, «на лету» собираем полноценный юридически качественный документ. Мы роботизировали юридическую функцию. Наш Конструктор умеет создавать документы такого же качества, как если бы их составлял юрист.
Стоимость документа равна 250 или 500 рублям в зависимости от сложности. Однако есть и бесплатные шаблоны. А для того чтобы сделать такой же договор у юриста, нужно потратить 3–50 тысяч рублей. И не факт, что он будет качественным.
Наша основная целевая аудитория — малый и средний бизнес, а также индивидуальные предприниматели. Это те компании, которые по тем или иным причинам не могут себе позволить держать штат юристов. Наш сервис не только помогает им составлять документы, но и автоматизирует договорную работу.
Третья история не массовая, но дорогая для нас. Мы работаем с очень крупными компаниями, заводами, банками, госорганами. Наш сервис им интересен как уникальный инструмент. Они используют более специфичную документацию, поэтому они вносят в программу свои документы, а затем работают с ними внутри. Мы устанавливаем наш программный продукт на сервера таких компаний.
Мы также успешно сотрудничаем с системами электронного документооборота и CRM — 1C, DoсsVision, LanDocs, AmoCRM, Битрикс24.
Для малого и среднего бизнеса подойдут тарифы за 1700–2100 рублей в месяц. А крупные компании часто приобретают безлимитные лицензии — это стоит чуть больше трех миллионов рублей.
В классическом процессе юрист, бухгалтер или менеджер создает документ, затем он заливается в систему документооборота и запускается процесс согласования. С использованием нашего сервиса любой пользователь может быстро создать грамотный документ из заранее согласованных параметров — это помогает значительно экономить время и деньги. На нашем сайте есть интерактивный калькулятор, который поможет рассчитать, через сколько окупится внедрение Конструктора документов.
— Были ли у вас какие-то проекты до того, как вы создали FreshDoc.ru?
— Мы на рынке с 2001 года. Начинали с web-студии, но затем увидели в этой сфере потолок, который был ниже наших амбиций, и мы стали думать, что делать дальше. В одной из компаний мы автоматизировали складской учет. Затем начали заниматься консалтинговыми услугами. Параллельно с этим создавали свою систему управления предприятием. В 2008 году мы задумались над тем, чтобы сделать коробочный продукт, который бы требовал минимального участия специалистов в процессе.
Этой идеей мы поделились с профессиональным юристом, и сошлись на том, что можно попробовать автоматизировать процесс создания договоров. Сначала мы сделали опросный лист, связали его с договором и выложили в интернет. Неожиданно для нас люди стали пользоваться нашей разработкой и благодарить нас. Стало понятно, что там есть и деньги, и интерес. Тогда мы стали увеличивать количество документов. На определенном этапе было решено монетизировать проект, начали экспериментировать с ценой.
Будущее мы видим в создании брендированных областей.
Например, у нас есть партнеры — юристы, прийти к ним и сделать пакет документов стоит дорого: минимум 100 тысяч рублей. С ними мы сошлись на том, что у нас они создают документы, направленные на массового потребителя, но не отдают в эти документы всю свою экспертизу. То есть для пользователя с типичной по данному вопросу проблематикой наш сервис сможет сформировать пакет документов всего за 500 рублей. А если запросы компании, зашедшей к нам на сайт, шире, чем мы можем предложить, она обращается напрямую к нашим партнерам.
— А вы принимали участие в отборах в бизнес-инкубаторы, акселераторы?
— К сожалению, они могут предложить только деньги. А просто деньги, если они не «умные», нас не интересуют. У нас достаточно ресурсов, чтобы вести бизнес, наша компания развивается на средства учредителей. Однако нам было бы интересно привлечь экспертов, чтобы они поделились с нами своим опытом или партнеров, которые стали бы новыми каналами продаж или могли бы вывести нас на новый рынок. А бизнес-инкубаторы направлены только на то, чтобы дать денег команде и посмотреть, что из этого получится.
— В чем тогда суть соглашения с ФРИИ, которое вы подписали в начале июля?
— ФРИИ — это один из крупнейшх игроков на рынке финансирования компаний на ранней стадии развития. При этом он выполняет некоторую социальную функцию: на уровне законодательства активно участвует в формировании документов, формализующих взаимоотношения стартаперов и инвесторов. В рамках совместного проекта наша задача — автоматизировать создание документов, регламентирующих эти отношения.
Нам бы хотелось поучаствовать в развитии, если не сказать «дать волшебного пинка», всей отрасли LegalTech в России. Мы хотим совместно с ФРИИ сделать отраслевой акселератор по LegalTech, но понимаем, что почти все подобные стартапы, кроме ndflka.ru, провалились. Это значит, что нам нужно доказывать значимость темы Варламову, Калаеву и всему сообществу венчурных инвесторов. Мы видим эту миссию за собой. А кто кроме нас это сделает?
— Можете «приоткрыть дверь на кухню»? Как формируются документы FreshDoc?
— До нас никто ничего подобного не делал. Мы не только создали интерфейс, но и дали возможность юристу самому создавать «умные» шаблоны. Раньше это работало так: юрист объясняет программисту, что нужно сделать, программист реализует. Но зачастую он что-нибудь не так понимает, и юрист в итоге остается недоволен, а документ — испорчен. К тому же если юристу нужно внести какие-то изменения, ему приходится снова идти к программисту. Это очень долгий и дорогой процесс.
Мы убрали из этого процесса программиста, а юристу дали простой и понятный интерфейс. В нашей программе он может составлять конечный продукт, и это получается гораздо быстрее, чем раньше. Все изменения он может внести сам.
— Получается, документ формируется автоматически, согласно какому-то алгоритму?
— Есть «база знаний» и есть правила, согласно которым они используются. И пользователь получает доступ ко всем знаниям эксперта относительно той ситуации, документы по которой он ищет.
Когда юрист составляет договор, у него ведь в голове нет никакого алгоритма, только задачи бизнеса и законодательства. Например, нормы Гражданского кодекса. Он задает клиенту вопросы и, получив ответы, подбирает наиболее подходящий шаблон из своей практики, начинает вносить в него изменения, следя за тем, чтобы это не противоречило законодательству и требованиям клиента.
Наша программа поступает точно также. Юрист вносит в нее информацию о том, в каком случае какой именно блок должен попасть в договор, создает «умные» шаблоны. Робот умеет то, чему научил его юрист. И для пользователя это все доступно в виде визуального конструктора.
— Вы используете какие-то самообучающиеся алгоритмы?
— Мы исключили возможность их использования. Все, что умеет робот, проверено юристом. Сам робот не привносит ничего в систему — он повторяет ровно то, чему его научил юрист.
— Ориентировались ли вы на какие-то зарубежные аналоги при создании проекта?
— Когда мы начинали, у нас не было таких аналогов. На сегодняшний день я не могу назвать какую-то западную компанию, которая использовала бы технологию подобно нашей. Имеются онлайн-конструкторы, но они не используются для составления юридических документов, там немного другая модель монетизации. Тем не менее, мы наблюдаем за такими проектами как LegalZoom, RocketLawyer, Avvo и некоторыми другими.
На Западе сейчас наиболее распространены ресурсы, которые работают по жесткому шаблону. Пользователь оценивает шаблон, и если у него возникают какие-то вопросы, он звонит юристу по указанному на сайте номеру. По нашим наблюдениям, в период с 2005 по 2010 годы очень много юридических сервисов работало именно по этой схеме.
Сервисы, частично напоминающие Конструктор документов FreshDoc.ru, стали появляться в Европе в 2011 году. В России же практики онлайн-консультаций с юристом не было. С нашего ресурса пользователь не уходит к юристу, он получает все необходимые ему ответы на сайте.
Миссия зарубежных сервисов — перевести клиента на юриста. А наша — оставить его у нас, мы сами даем ему нужный результат — документ, который урегулирует сделку, процесс или договоренность в бизнесе.
Сейчас мы начинаем думать над тем, чтобы самые сложные, нетривиальные случаи тоже отдавать в работу юристам компаний-партнеров, а не роботу.
— Неужели у проекта нет российских аналогов?
— Нам кажется, что по нашим следам сейчас идут такие компании, как Консультант Плюс, Гарант, Система Юрист и другие, чуть менее заметные. Они видят, что этот рынок есть, и делают шаги в этом направлении. Но их системы немного другие, они информационно-справочные, а FreshDoc.ru — исполнительная. Мы не крупные, а потому быстрые: в том же Консультант Плюс только около 50 шаблонов, но, тем не менее, нам приятно сравнение с ними.
К тому же в большинстве аналогичных систем после блока вопросов сервис не дает возможности перед оплатой просмотреть макет договора. А у нас есть такой функционал. Да, это риск того, что пользователь может не заплатить, а просто переписать документ от руки или сделать снимок экрана. И некоторые на самом деле этим пользуются. Но мы сознательно оставляем эту возможность: даже если у человека нет денег, мы все равно оказываем ему помощь. Также появляются конкуренты-имитаторы, которые «едят» часть нашего клиентского трафика. Но пользователи не слепые, они видят, что конкурирующие компании дают им «рыбу» в MS Word, которую потом надо дорабатывать вручную, а у нас все быстрее и красивее. К тому же сейчас мы единственный сервис в России по формированию документов, который входит в государственный реестр российского программного обеспечения.
— Какие у вас дальнейшие планы по развитию проекта?
— Мы сейчас нацелены на то, чтобы привлечь на площадку как можно больше профессиональных игроков, активно работаем с юридическими фирмами и отдельными частнопрактикующими юристами и адвокатами-звездами. Я надеюсь, что нам удастся договориться с Право.Ру о совместном кооперационном проекте. Тогда рекомендованные юристы станут нашими авторами документов в публичной библиотеке гибких шаблонов и смогут зарабатывать на этом.
Мы видим растущий спрос и представителей крупного бизнеса на наш продукт. Предприятия понимают, что использование нашего сервиса помогает сократить издержки. Юристы освобождаются от рутины в договорных процессах и могут более эффективно распределять свое время на сложные задачи и судебные процедуры. И они затем рекомендуют наш сайт друг другу. Так что работу с большими компаниями мы тоже планируем активно развивать.
А между тем, такой правовой сервис уже давно есть в открытом доступе: www.riskover.ru
ОтветитьУдалитьА еще сервис для принятия решений:
http://decision.riskover.ru/site/index