В 2014 году юрист Эндрю Арруда
основал компанию Ross Intelligence, занимающуюся разработкой виртуального
юридического ассистента. Число подобных компаний в США растет — а юрфирмы видят
в виртуальных помощниках способ обогнать конкурентов. На деле роботы
действительно грозят перекроить традиционную модель работы BigLaw и оставить
часть начинающих юристов не у дел, считают эксперты Law 360.
Автоматизация — процесс, далеко
не новый для права, однако ее следующий шаг — использование искусственного
интеллекта — позволяет машинам выполнять задачи, с которыми раньше справлялся
только человек.
Электронный ассистент ROSS -
программа, созданная в компании ROSS Intelligence и работающая на когнитивном
компьютере IBM Watson, оснащённом вопросно-ответной системой искусственного
интеллекта - использует естественный язык для того, чтобы понять вопросы
юристов и сообщить им информацию по интересующим их судебным делам и
законодательству с необходимыми ссылками. Машина избавляет юристов от
необходимости просматривать множество материалов в поисках наиболее подходящих
прецедентов. Также Ross постоянно отслеживает новые судебные решения и может
вовремя проинформировать о тех, которые помогут в деле. Весь процесс занимает
секунды. На сегодня робота-ассистента уже протестировали более 20 фирм. Пока он
успел изучить банкротное право, но уже готовится освоить трудовое право, право
интеллектуальной собственности, налоговое право и вопросы причинения ущерба
здоровью. Цель, заявленная основателем проекта Эндрю Аррудой — позволить
каждому юристу пользоваться помощью искусственного интеллекта. Учитывая, какие
компании одобряют начинание, проект будет успешным: один из инвесторов -
NextLaw Labs, компания, занимающаяся юридическими технологическими стартапами в
Пало Альто (так, ранее компания инвестировала в стартап Apperio, занимающийся
разработкой юридических технологий) и поддерживаемая Dentons.
Робот уже заслужил признание. В
мае юрфирма BakerHostetler дала ему лицензию на работу в банкротной практике.
Пару недель спустя то же самое сделали Latham & Watkins LLP и Briesen &
Roper SC. Помочь юристам работать быстрее, лучше — и дешевле - такова цель
подобных разработок, уверены в компании.
Как сэкономить при улучшении
качества
Пару лет назад Джонатан
Хендерсон, глава корпоративной практики Polsinelli PC, начал задумываться о due
diligence (обеспечение должной добросовестности - прим. Право.ru) в практике
слияний и поглощений. И пришел к выводу, что компьютер лучше справится с работой,
чем засиживающийся до 3 утра за документами юрист, первый год работающий в
компании. Спустя год он нашел подходящий вариант — компанию Kira Systems,
разработку Ноа Вайсберга, бывшего младшего юриста нью-йоркской Weil Gotshal
& Manges LLP, уставшего от бессонных ночей анализа сделок M&A, и
обладателя докторской степени в области программирования Александра Хадека.
Результат — серия продуктов, запущенных в 2014 году, использующих машинное
обучение для сканирования контрактов M&A и другой документации и выявления
данных в соответствии с критериями, заданными пользователем. Программа способна
обучаться — можно просто показать ей пример того, что нужно найти, и она
подберет нужное по аналогии.
Клиенты фирмы, среди которых компании BigLaw и
"Большой четверки", говорят, что программа помогает им экономить от
20 до 90% времени: так, задание, отнявшее шесть часов у юриста, работающего без
программы, заняло у его коллеги с программой всего 2 часа. Кроме того, машина
выполняет задание с куда большей точностью, чем живые юристы. "Мы помогаем
юристам делать их текущую работу лучше и по-другому",- констатирует
Вайсберг. Возможность избавиться от рутины перенаправляет усилия юристов на
аналитику, уверены создатели софта.
При этом, клиентам юрфирм как
правило безразлично, использует компания новые технологии или нет, замечает
Элизабет Эллис, Torys LLP, однако лучшее качество работы, которое достигается
за счёт технологических новинок — то, что клиент наверняка оценит. Привлекает
не искусственный интеллект, замечают эксперты: важна аккуратность, скорость и
объём оказанных услуг, и раньше за это приходилось платить больше, поскольку в
процессе было занято много людей. Машинный интеллект же позволяет снизить
трудозатраты без ущерба для этих параметров. С другой стороны, это отметает
необходимость нанимать много юристов, замечает юрконсультант Джейсон Фёрлонг.
Он уверен: чем больше компании захотят сэкономить, тем с большим энтузиазмом
они воспримут возможность использования искусственного интеллекта. С точки
зрения человека со стороны, право отстает в развитии технологий, говорит CEO
Ross Дэн Янсен. При ежегодном обороте от 600 млрд до 1 трлн долларов компании
не видели необходимости в том, чтобы менять бизнес-модель и брали большие
деньги за даже незначительные услуги. Однако после кризисного 2008 года начался
сдвиг — в автоматизации наконец рассмотрели возможность не тратить лишнее.
Технологии ускорят карьерный рост
Технологии в юридической
профессии приведут к сокращению штата в юрфирмах - такое мнение часто
цитируется в статьях о Legal IT. Так произошло в других отраслях. Согласно
исследованию Associated Press с 2000 по 2010 г. вследствие автоматизации
существенно сократилось число телефонных операторов, финансовых клерков и
секретарей, машинистов и агентов по путешествиям — их работу стали делать
машины.
Согласно исследованию,
проведенному McKinsey & Co., 23% работы, выполняемой юристами, и 69% работы
паралигалов могут быть автоматизированы с помощью современных технологий. По
данным другого исследования при наихудшем для юристов сценарии сокращение штата
может составить не более 13%.
По мере того, как крупным
компаниям будет нужно всё меньше специалистов низшего звена, традиционная
пирамидальная структура крупных фирм разрушится, уверен Фёрлонг. "Будет
очень сложно убедить клиента в том, что нужны четыре ассоциата вместо машины,
которая может сделать всё быстрее, дешевле и в ряде случаев
качественнее",- уверен он. По его мнению это изменит и карьеру ассоциатов
— и не обязательно к худшему. Если их и будут нанимать, то для того, чтобы
вырастить лидеров и будущего партнёров, а не использовать их как клерков.
Отмечают специалисты и другой
вероятный тренд. "Я смотрю в будущее и вижу, что фирмы-гиганты сократят
штат, и большая часть требующей высокой квалификации работы перейдет к средним
и небольшим компаниям с большей специализацией и более широким применением
технологий", - предполагает Роберт Амброги, бывший главред The National
Law Journal.
Изменить придется и систему
компенсации — ведь по мере сокращения числа ассоциатов, число оплачиваемых
часов сократится — как и средний размер счёта компании. Один из вариантов
замены почасовой оплаты — модель с фиксированной оплатой за услуги. Ряд
компаний уже берут фиксированную цену за услуги машинного интеллекта. Можно
взимать плату и за доступ к приложениям, которые помогают ответить на наиболее
часто задаваемые вопросы клиента — более сложные вопросы клиенты не жалея денег
захотят лично обсудит с юристами фирмы, уверен Хендерсон.
Юристы избавятся от рутины
Не исключено, что технологии сделают
юристов счастливее. Деннис Кеннеди, юрист в области ИТ и профессор Школы права
при Вашингтонском университете, считает, что недовольство юристами своей
работой идет от перегрузки скучной рутинной работой. Технологии же позволят
переключиться на более интересные аспекты.
"С моей точки зрения это
творческая профессия. И движение в этом направлении меня действительно
привлекает, - говорит Кеннеди. Если моей работой занимается искусственный
интеллект, который помогает клиенту урегулировать дело и сэкономить миллионы
долларов, и клиент счастлив оплатить мне несколько выходных — думаю, я буду
только рад", - иронизирует он.
Комментариев нет:
Отправить комментарий