13 апреля 2017 г.

Изменения законодательства. Нужны ли кассы интернет-магазинам?


Считается, что продавать товары и услуги через интернет намного удобнее, чем с помощью торговой точки. Судите сами: не нужно тратиться на аренду помещения, нанимать кассиров, продавцов и прочих консультантов, можно даже не расчесываться перед началом трудового дня! До недавнего времени множество интернет-магазинов могли даже обходиться без кассы, но с выходом изменений в ФЗ №54 список счастливчиков стал меньше, а ситуаций, при которых нужно оборудовать виртуальный магазин реальной кассой, значительно прибавилось. Сегодня эксперты Конструктора документов FreshDoc.ru расскажут обо всех случаях, когда интернет-магазин обязан использовать кассу, а когда можно обойтись и без нее.

Что сулит новый закон:
  • Предъявлены новые требования к кассам. Теперь кассовый аппарат должен уметь передавать все сведения в налоговую в онлайн-режиме. Вместо ЭКЛЗ теперь применяется фискальный накопитель, на котором копится информация обо всех чеках.
  • Расширен перечень случаев для применения ККТ.
  • Появилась возможность выдачи электронных чеков.


Что изменится для интернет-магазинов:
Весь список видов деятельности, при которых использование ККТ не обязательно, указан в ст. 3 Закона о ККТ. И про интернет-магазины там не сказано ни слова. Давайте разбираться самостоятельно.

Сразу обратим ваше внимание, что до 2018 года забыть о кассах разрешили только плательщикам ЕНВД и предпринимателям на патенте.
Предпринимателей, работающих на “упрощёнке” и на ОСНО, в отложенном списке нет.

Поэтому отправиться за кассовыми аппаратами пора и владельцам интернет-магазинов. Увы, торговля в интернете (без стационарной розничной торговли) не попадает под режимы ЕНВД или патентной системы для ИП. Строго говоря, Минфин России уже давно разъяснил, что всякий интернет-продавец (ИП или юрлицо) должен вести расчеты с покупателями с использованием контрольно-кассовой техники (письмо № 03-01-15/14052 от 31.03.2014 г), ведь он принимает оплату. А вообще, интернет-торговля и раньше не была указана среди видов деятельности, при ведении которых закон о ККТ разрешает обходиться без касс.

Наверняка вы уже знаете, что чеки нужно выдавать при приеме оплаты по карте в пункте выдачи товара или когда оплату передают курьеру. Хорошо, если у курьера есть девайс для приема платежей. Те продавцы, которые не захотели оснащать своих курьеров подобной техникой, быстро нашли выход — печатать чек заранее и передавать его вместе с товаром. Но фискальные органы такой лайфхак не поддерживают, считая его нарушением закона. Тут дело в недопустимой разнице во времени между печатью чека и передачей его клиенту.

В этом контексте новый закон дает больше возможностей: интернет-магазин может отправлять не бумажный, а электронный чек (или бланк строгой отчетности), который по реквизитам соответствуют бумажному. Чтобы полученный электронный документ был приравнен к фискальному чеку, отпечатанному ККТ, достаточно распечатать его. При этом сведения, указанные в кассовом чеке, идентичны той информации, которая направлена покупателю в электронной форме.

Электронные чеки особенно пригодятся в условиях отсутствия непосредственного контакта с покупателем в момент приема оплаты — при расчете картой онлайн или с помощью электронных кошельков. И если с наличкой и картами все понятно, то сегодня основной вопрос стоит об электронных средствах платежа.

Ранее действующий закон обязывал применять ККТ при:
  • наличных расчетах;
  • расчетах с использованием платежных карт.

Но несмотря на то что про карты было прямо указано в законе, долгое время прием платежей с карты онлайн де-факто не подпадал под ККТ. Минфин и ФНС занимали разные позиции по поводу трактовки старой версии закона о ККТ. Причина спора крылась в общей формулировке  «расчеты с помощью платежных карт», ведь не уточнялось, каким именно путем осуществлялся расчет - карта и все. ФНС, следуя букве закона, в письме от 31.12.2013 N ЕД-4-2/23721 написала, что касса нужна независимо от того, рассчитывается покупатель картой через терминал в магазине или через интернет. Налоговики считали необходимым применение касс при интернет-эквайринге еще задолго до нынешних изменений. Минфин же высказывался, что при онлайн-оплате картой не нужна ККТ, так как деньги поступают не в кассу, а сразу на р/с организации (письмо от 31.03.2014 N 03-01-15/14052 и другие). Минфин был просто ближе к реальности: как передать покупателю чек в момент оплаты, если плательщик находится за тридевять земель? Нынешние изменения примирили обе структуры, введя возможность направить покупателю электронный чек.

Теперь в законе есть некое общее понятие “расчетов”, под которым понимается прием или выплата денежных средств с использованием наличных или электронных средств платежа. Но электронные средства платежа — это не только карты, это еще и так называемые “электронные деньги” (если смотреть на общее определение электронных средств по ФЗ №16 “О национальной платежной системе”).

Под действие закона попали те, кто:
  • принимает платежи картами вне зависимости от способа ее использования клиентом (в частности, онлайн-оплаты);
  • принимает платежи электронными деньгам от физлиц.

Но есть неоднозначность срока, с которого вы обязаны применять ККТ при приеме платежей с карты покупателя онлайн: с 1 июля этого года или следующего. Дело в том, что в законе N 290-ФЗ предусмотрено замечательное правило о том, что если кто-то не обязан был использовать ККТ до вступления в силу данного закона, то с приобретением кассы можно потянуть до 01.07.2018.

Кроме того, в законе N 290-ФЗ есть прямые оговорки об отсрочке для некоторых предпринимателей (ст.7), но, как указывалось выше, не все из них пригодны для интернет-бизнеса.

Если принять (соглашаясь с мнением Минфина и отталкиваясь от фактического положения вещей), что раньше прием оплаты по карте онлайн все же не подпадал под использование кассы, то можно смело еще год с лишним не ставить ККТ.

Однако месяц назад вышло Письмо Минфина (от 01.03.2017 № 03-01-15/11635), в котором особо подчеркнуто, что старый закон и не освобождал от применения ККТ предпринимателей при расчетах “с использованием такого вида электронного средства платежа, как платежная карта”. На это же обращает внимание ФНС (Письмо ФНС России от 02.02.2017 N ЕД-4-20/1850@). Таким образом, по мнению ведомств, с 01.07.2017 любая оплата картой (включая онлайн) должна сопровождаться выдачей чека. А отсрочка до следующего года — для всех других электронных средств платежа (электронных денег).

Что получается в итоге:

Внимание! Все нижесказанное относится ко всем магазинам, принимающим оплату за товары, работы, услуги, независимо от вида товара (работы, услуги) и независимо от формы налогообложения (общей, упрощенной).

Кому нужно поставить кассу до 01.07.2017:
  • Тем, кто сегодня принимает наличные деньги за товар (услугу) или оплату платежными картами, вне зависимости от способа ее применения: личное предъявление на POS-терминалах, интернет-эквайринг;
  • Тем, кто еще не использовал никакой кассы (мало ли). Им необходимо приобрести кассу нового образца.

Кому нужно поставить кассу до 01.07.2018:

  • Тем, кто принимает оплату от физлиц дистанционно с помощью всех электронных средств платежа, кроме карты, — с помощью электронных денег;
  • Неявный для интернет-продаж, но встречающийся на практике случай: оказание услуг населению с выдачей БСО. Закон упоминает электронный БСО для случая бесконтактной торговли, так что, видимо, к интернет-торговле это тоже относится. Почему отсрочка: есть п. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, в котором об этом сказано прямо.

Когда касса не нужна

Интернет-магазин не обязан выдавать чек, только если покупатель рассчитывается через банк, то есть вносит деньги не в кассу магазина тем или иным способом, а сразу на банковский счет продавца, например, путем оплаты в банк по квитанции.

Если агрегатор платежей, с которым вы заключили договор, работает как платежный агент по ФЗ № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», то чеки покупателям должен формировать платежный агент, а не магазин. В этом случае о кассе также можно не думать.

Не нужна касса и интернет-магазинам, работающим только с юридическими лицами и ИП и принимающие оплату с помощью электронных средств платежа без его предъявления (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ);


Кому выгоден переход на онлайн-кассы?
В первую очередь государству. Изменения помогут собрать больше налогов и упростить проверку предпринимателей. Во вторую — покупателям. Легальность чека можно будет проверить, чек можно получить в электронном виде.

Для владельцев бизнеса всё не так радужно. Это и морока с переоформлением, и дополнительные затраты. Но плюсы можно найти и в этой ситуации. При использовании онлайн-кассы пропадает необходимость обязательного технического обслуживание касс. Для малого бизнеса предусмотрена замена фискального накопителя (ФН) раз в три года. Кстати, часть производителей кассовой техники смогут модернизировать старые модели, что поможет сэкономить около половины стоимости новой кассы. Уточнить возможность апгрейда кассы можно у производителя или поставщика.

Еще один плюс: если теряется чек, всегда есть подтверждение о совершенной операции в электронном виде. И вообще, не нужным становится множество бумажных журналов и справок, так как вся информация хранится в сети.

Также не стоит забывать про упрощение взаимоотношений с налоговой. После приобретения кассы нового поколения или модернизации старой кассы необходимо заключить договор с оператором фискальных данных. Списком таких фирм любезно поделится ФНС. После заключения договора нужно не забыть подать заявление о регистрации контрольно-кассовой техники, иначе касса не подключится к базе налоговой. А это чревато ответственностью, предусмотренной ст. 14.5 КоАп РФ.

Кстати, для регистрации не потребуется тащить тяжелый аппарат в налоговую инспекцию, как раньше. А само заявление можно подать в любое территориальное подразделение. Если же у вас есть соответствующие технические возможности, то заявление можно подать в электронном виде через личный кабинет на сайте налоговой или в сервисе оператора фискальных данных. Налоговая проверит полученные сведения, присвоит кассе регистрационный номер и вышлет его вам. Далее нужно ввести полученный номер в фискальный накопитель, сформировать отчет о фискализации и передать его в налоговую. ФНС все проверит и пришлет в ответ электронную регистрационную карточку. Вы можете обратиться в инспекцию за бумажным экземпляром карточки. После этого касса считается зарегистрированной и готова к работе. Дело сделано, можно выдавать чеки, платить налоги и спать спокойно.

4 комментария:

  1. Спасибо за подробную информацию. Муж уже целый день искал информацию о новых законах. Везде непонятно написано, а у вас все ясно и доступным языком.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв, следите за обновлениями, мы готовим много интересных статей!

      Удалить
  2. Спасибо. А я думал, что это уже давно так сделали))))))))

    ОтветитьУдалить
  3. The team has successfully completed a critical maintenance event on February 19, 2020, ensuring system functionality and user safety, demonstrating their commitment to transparency, regular updates, and preventive actions for long-term service excellence. strangulation charge in virginia The lawyer, with extensive knowledge in family law, criminal defense, and corporate law, is passionate about justice and dedicated to client advocacy. They empower clients with informed decisions and value clear communication, making them a reliable friend in legal cases.

    ОтветитьУдалить