13 апреля 2017 г.

Изменения законодательства. Нужны ли кассы интернет-магазинам?


Считается, что продавать товары и услуги через интернет намного удобнее, чем с помощью торговой точки. Судите сами: не нужно тратиться на аренду помещения, нанимать кассиров, продавцов и прочих консультантов, можно даже не расчесываться перед началом трудового дня! До недавнего времени множество интернет-магазинов могли даже обходиться без кассы, но с выходом изменений в ФЗ №54 список счастливчиков стал меньше, а ситуаций, при которых нужно оборудовать виртуальный магазин реальной кассой, значительно прибавилось. Сегодня эксперты Конструктора документов FreshDoc.ru расскажут обо всех случаях, когда интернет-магазин обязан использовать кассу, а когда можно обойтись и без нее.

Что сулит новый закон:
  • Предъявлены новые требования к кассам. Теперь кассовый аппарат должен уметь передавать все сведения в налоговую в онлайн-режиме. Вместо ЭКЛЗ теперь применяется фискальный накопитель, на котором копится информация обо всех чеках.
  • Расширен перечень случаев для применения ККТ.
  • Появилась возможность выдачи электронных чеков.


Что изменится для интернет-магазинов:
Весь список видов деятельности, при которых использование ККТ не обязательно, указан в ст. 3 Закона о ККТ. И про интернет-магазины там не сказано ни слова. Давайте разбираться самостоятельно.

Сразу обратим ваше внимание, что до 2018 года забыть о кассах разрешили только плательщикам ЕНВД и предпринимателям на патенте.
Предпринимателей, работающих на “упрощёнке” и на ОСНО, в отложенном списке нет.

Поэтому отправиться за кассовыми аппаратами пора и владельцам интернет-магазинов. Увы, торговля в интернете (без стационарной розничной торговли) не попадает под режимы ЕНВД или патентной системы для ИП. Строго говоря, Минфин России уже давно разъяснил, что всякий интернет-продавец (ИП или юрлицо) должен вести расчеты с покупателями с использованием контрольно-кассовой техники (письмо № 03-01-15/14052 от 31.03.2014 г), ведь он принимает оплату. А вообще, интернет-торговля и раньше не была указана среди видов деятельности, при ведении которых закон о ККТ разрешает обходиться без касс.

Наверняка вы уже знаете, что чеки нужно выдавать при приеме оплаты по карте в пункте выдачи товара или когда оплату передают курьеру. Хорошо, если у курьера есть девайс для приема платежей. Те продавцы, которые не захотели оснащать своих курьеров подобной техникой, быстро нашли выход — печатать чек заранее и передавать его вместе с товаром. Но фискальные органы такой лайфхак не поддерживают, считая его нарушением закона. Тут дело в недопустимой разнице во времени между печатью чека и передачей его клиенту.

В этом контексте новый закон дает больше возможностей: интернет-магазин может отправлять не бумажный, а электронный чек (или бланк строгой отчетности), который по реквизитам соответствуют бумажному. Чтобы полученный электронный документ был приравнен к фискальному чеку, отпечатанному ККТ, достаточно распечатать его. При этом сведения, указанные в кассовом чеке, идентичны той информации, которая направлена покупателю в электронной форме.

Электронные чеки особенно пригодятся в условиях отсутствия непосредственного контакта с покупателем в момент приема оплаты — при расчете картой онлайн или с помощью электронных кошельков. И если с наличкой и картами все понятно, то сегодня основной вопрос стоит об электронных средствах платежа.

Ранее действующий закон обязывал применять ККТ при:
  • наличных расчетах;
  • расчетах с использованием платежных карт.

Но несмотря на то что про карты было прямо указано в законе, долгое время прием платежей с карты онлайн де-факто не подпадал под ККТ. Минфин и ФНС занимали разные позиции по поводу трактовки старой версии закона о ККТ. Причина спора крылась в общей формулировке  «расчеты с помощью платежных карт», ведь не уточнялось, каким именно путем осуществлялся расчет - карта и все. ФНС, следуя букве закона, в письме от 31.12.2013 N ЕД-4-2/23721 написала, что касса нужна независимо от того, рассчитывается покупатель картой через терминал в магазине или через интернет. Налоговики считали необходимым применение касс при интернет-эквайринге еще задолго до нынешних изменений. Минфин же высказывался, что при онлайн-оплате картой не нужна ККТ, так как деньги поступают не в кассу, а сразу на р/с организации (письмо от 31.03.2014 N 03-01-15/14052 и другие). Минфин был просто ближе к реальности: как передать покупателю чек в момент оплаты, если плательщик находится за тридевять земель? Нынешние изменения примирили обе структуры, введя возможность направить покупателю электронный чек.

Теперь в законе есть некое общее понятие “расчетов”, под которым понимается прием или выплата денежных средств с использованием наличных или электронных средств платежа. Но электронные средства платежа — это не только карты, это еще и так называемые “электронные деньги” (если смотреть на общее определение электронных средств по ФЗ №16 “О национальной платежной системе”).

Под действие закона попали те, кто:
  • принимает платежи картами вне зависимости от способа ее использования клиентом (в частности, онлайн-оплаты);
  • принимает платежи электронными деньгам от физлиц.

Но есть неоднозначность срока, с которого вы обязаны применять ККТ при приеме платежей с карты покупателя онлайн: с 1 июля этого года или следующего. Дело в том, что в законе N 290-ФЗ предусмотрено замечательное правило о том, что если кто-то не обязан был использовать ККТ до вступления в силу данного закона, то с приобретением кассы можно потянуть до 01.07.2018.

Кроме того, в законе N 290-ФЗ есть прямые оговорки об отсрочке для некоторых предпринимателей (ст.7), но, как указывалось выше, не все из них пригодны для интернет-бизнеса.

Если принять (соглашаясь с мнением Минфина и отталкиваясь от фактического положения вещей), что раньше прием оплаты по карте онлайн все же не подпадал под использование кассы, то можно смело еще год с лишним не ставить ККТ.

Однако месяц назад вышло Письмо Минфина (от 01.03.2017 № 03-01-15/11635), в котором особо подчеркнуто, что старый закон и не освобождал от применения ККТ предпринимателей при расчетах “с использованием такого вида электронного средства платежа, как платежная карта”. На это же обращает внимание ФНС (Письмо ФНС России от 02.02.2017 N ЕД-4-20/1850@). Таким образом, по мнению ведомств, с 01.07.2017 любая оплата картой (включая онлайн) должна сопровождаться выдачей чека. А отсрочка до следующего года — для всех других электронных средств платежа (электронных денег).

Что получается в итоге:

Внимание! Все нижесказанное относится ко всем магазинам, принимающим оплату за товары, работы, услуги, независимо от вида товара (работы, услуги) и независимо от формы налогообложения (общей, упрощенной).

Кому нужно поставить кассу до 01.07.2017:
  • Тем, кто сегодня принимает наличные деньги за товар (услугу) или оплату платежными картами, вне зависимости от способа ее применения: личное предъявление на POS-терминалах, интернет-эквайринг;
  • Тем, кто еще не использовал никакой кассы (мало ли). Им необходимо приобрести кассу нового образца.

Кому нужно поставить кассу до 01.07.2018:

  • Тем, кто принимает оплату от физлиц дистанционно с помощью всех электронных средств платежа, кроме карты, — с помощью электронных денег;
  • Неявный для интернет-продаж, но встречающийся на практике случай: оказание услуг населению с выдачей БСО. Закон упоминает электронный БСО для случая бесконтактной торговли, так что, видимо, к интернет-торговле это тоже относится. Почему отсрочка: есть п. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, в котором об этом сказано прямо.

Когда касса не нужна

Интернет-магазин не обязан выдавать чек, только если покупатель рассчитывается через банк, то есть вносит деньги не в кассу магазина тем или иным способом, а сразу на банковский счет продавца, например, путем оплаты в банк по квитанции.

Если агрегатор платежей, с которым вы заключили договор, работает как платежный агент по ФЗ № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», то чеки покупателям должен формировать платежный агент, а не магазин. В этом случае о кассе также можно не думать.

Не нужна касса и интернет-магазинам, работающим только с юридическими лицами и ИП и принимающие оплату с помощью электронных средств платежа без его предъявления (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ);


Кому выгоден переход на онлайн-кассы?
В первую очередь государству. Изменения помогут собрать больше налогов и упростить проверку предпринимателей. Во вторую — покупателям. Легальность чека можно будет проверить, чек можно получить в электронном виде.

Для владельцев бизнеса всё не так радужно. Это и морока с переоформлением, и дополнительные затраты. Но плюсы можно найти и в этой ситуации. При использовании онлайн-кассы пропадает необходимость обязательного технического обслуживание касс. Для малого бизнеса предусмотрена замена фискального накопителя (ФН) раз в три года. Кстати, часть производителей кассовой техники смогут модернизировать старые модели, что поможет сэкономить около половины стоимости новой кассы. Уточнить возможность апгрейда кассы можно у производителя или поставщика.

Еще один плюс: если теряется чек, всегда есть подтверждение о совершенной операции в электронном виде. И вообще, не нужным становится множество бумажных журналов и справок, так как вся информация хранится в сети.

Также не стоит забывать про упрощение взаимоотношений с налоговой. После приобретения кассы нового поколения или модернизации старой кассы необходимо заключить договор с оператором фискальных данных. Списком таких фирм любезно поделится ФНС. После заключения договора нужно не забыть подать заявление о регистрации контрольно-кассовой техники, иначе касса не подключится к базе налоговой. А это чревато ответственностью, предусмотренной ст. 14.5 КоАп РФ.

Кстати, для регистрации не потребуется тащить тяжелый аппарат в налоговую инспекцию, как раньше. А само заявление можно подать в любое территориальное подразделение. Если же у вас есть соответствующие технические возможности, то заявление можно подать в электронном виде через личный кабинет на сайте налоговой или в сервисе оператора фискальных данных. Налоговая проверит полученные сведения, присвоит кассе регистрационный номер и вышлет его вам. Далее нужно ввести полученный номер в фискальный накопитель, сформировать отчет о фискализации и передать его в налоговую. ФНС все проверит и пришлет в ответ электронную регистрационную карточку. Вы можете обратиться в инспекцию за бумажным экземпляром карточки. После этого касса считается зарегистрированной и готова к работе. Дело сделано, можно выдавать чеки, платить налоги и спать спокойно.

3 комментария:

  1. Спасибо за подробную информацию. Муж уже целый день искал информацию о новых законах. Везде непонятно написано, а у вас все ясно и доступным языком.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв, следите за обновлениями, мы готовим много интересных статей!

      Удалить
  2. Спасибо. А я думал, что это уже давно так сделали))))))))

    ОтветитьУдалить