4 февраля 2016 г.

Что делать, когда партнер по договору не исполняет обязательств?

Обязательства нарушают. С этим досадным явлением сталкиваются все: инвесторы, кредиторы, рядовые покупатели, предприниматели и крупные компании. Хотя бы раз в жизни мы все попадали в ситуацию, когда наш партнер по договору не переводит деньги, не поставляет товар или привозит бракованный, затягивает сроки сдачи проекта. Заёмщики не возвращают долги, производители товаров не соблюдают гарантию, предприниматели и организации ведут себя совсем не по-рыцарски.

Сегодня мы расскажем, как юристы Freshdoc советуют поступать, когда партнер по договору не исполняет обязательства. Как решить дело миром, а если не получится, составить претензию и призвать нарушителя к ответу.

Профилактика — лучшее лечение!

Мотивировать контрагента добросовестно исполнять свои обязательства можно только юридическими средствами. Пропишите в договоре санкции на случай нарушений с его стороны: штраф, неустойку или повышенные проценты. Попросите контрагента найти поручителя, дать вам залог имуществом. Это поможет контрагенту соблюдать условия сделки.

Решить дело миром

Прежде чем подавать в суд, попробуйте поговорить. Если ваш партнер по бизнесу задерживает поставку стройматериалов, еще не означает, что он закоренелый негодяй. Возможно, у него временные сложности, о которых он вам не сообщил. А если вам продали обувь разного размера — не означает, что у магазина такая бизнес-модель. Попробуйте позвонить и объяснить ситуацию.

Если переговоры не помогли, направьте контрагенту письменную претензию. Опишите суть проблемы и свои требования.

Задач у претензии три:

  • попробовать решить спор без суда;
  • попросить исполнить обязанность добровольно;
  • и дать понять, что вы знаете свои права и готовы их отстаивать.

Иногда на контрагента нельзя подать в суд, пока не соблюден претензионный порядок решения спора, установленный законом или прописанный в договоре.

Закон требует направлять претензии в спорах с туроператорами, перевозчиками, страховыми компаниями по выплатам ОСАГО и арендаторами при досрочном расторжении аренды. Закон предусматривает сроки, в которые адресат претензии обязан ее рассмотреть и дать ответ.

Также обязательная отправка претензии может быть прописана в тексте договора, если стороны включили в него обязательное досудебное урегулирование спора.

Если истец «забудет» про претензионный порядок, суд возвратит исковое заявление, а если такой иск успели принять — оставит без рассмотрения. Это справедливо для гражданских споров и арбитражных дел.

Претензия — следующий этап развития ситуации после переговоров. Не спешите подавать заявление в суд. Разбирательство в суде это крайняя мера.

Составляем претензию

Обязательной формы претензии нет. Но к её содержанию стоит отнестись со всем вниманием. От грамотности составления претензии напрямую зависит результат вашего обращения.

Чтобы составить грамотную претензию, придерживайтесь плана.

Определитесь с проблемой. Суть претензии зависит от предмета договора. Что контрагент не сделал или сделал неправильно? Вам продали некачественный товар, установили пластиковые окна с нарушением технологии, заемщик не вернул долг или задержал проценты? Почитайте договор. Если нарушений много, укажите их все или выберите самое существенное.

Определитесь с требованиями. Они должны опираться на закон и факт нарушения. По договору займа можно просить должника выплатить сумму долга, проценты и неустойку. По договору розничной купли-продажи — устранить недостатки товара, заменить его или вернуть деньги. Покупатель вправе требовать компенсации морального вреда.

Пропишите сроки. В претензии укажите срок, который вы даете контрагенту для добровольного устранения недостатков и нарушений. Если вы решили при этом досрочно расторгнуть договор, обязательно укажите желаемый срок расторжения.

Приложите документы. К претензии нужно приложить копии документов, которые подтверждают вашу сделку с контрагентом: договор, расписки, чеки, акты сверки, счета-фактуры. В ряде случаев закон этого не требует, но лучше подготовить документы заранее. Например, закон об ОСАГО требует прилагать к претензии в страховую компанию справку о ДТП, постановление об административном правонарушении и другие подтверждающие документы.

Претензия составляется в двух экземплярах. Один вы оставляете у себя, второй — вручаете или отправляете должнику.

Передаем претензию должнику

Претензию передают двумя способами: отправляют заказным письмом с уведомлением о доставке или вручают адресату лично.

Если вы передаёте претензию лично, возьмите с собой второй экземпляр. Адресат должен расписаться на нём о получении претензии, чтобы у вас была дата предъявления. От имени организации в получении расписывается директор или уполномоченный сотрудник отдела, приемной или канцелярии. Проследите, чтобы в организации зарегистрировали претензию — поставили штамп с входящим номером письма.

Если вы относите претензию в магазин, возьмите с собой свидетеля — коллегу, друга или родственника. Передавайте претензию только в его присутствии. Если сотрудники магазина отказываются принимать претензию, оставьте претензию на прилавке или столе. В этом случае свидетель напишет на вашем экземпляре, что сотрудники отказались принять претензию, укажет паспортные данные, дату и подпись.

Получив претензию, контрагент может пойти вам навстречу и удовлетворить ваши требования в указанный срок или вовсе оставить претензию без ответа. Если ответ на претензию вас не устраивает или ответа не последовало — обращайтесь в суд. Вы сделали всё, что могли.

Если претензия не помогла — обращайтесь в суд.

Легкий способ составить претензию

Чтобы не ограничиваться рекомендациями, наши юристы подготовили шаблоны претензий. Они помогут вам юридически грамотно изложить свои требования к контрагенту и убедительно подкрепить их ссылками на нормы права:

Надеемся, что шаблоны не потребуются вам часто. Но если потребуются, у вас будет на одну проблему меньше. Конструктор документов поможет вам сформировать нужную претензию за 10–15 минут.


Если ваши контрагенты нарушают обязательства, сохраняйте спокойствие. Ведите с контрагентами переговоры, направляйте претензии, а если не получаете ответа — готовьте исковое заявление.

Комментариев нет:

Отправить комментарий