20 октября 2014 г.

Что такое ЖКХ и как с ним бороться


Вы знали, что ЖКХ одна из крупнейших отраслей экономики?
И все мы принимали и принимаем активное участие в становлении и развитии этой самой отрасли.
А вы знали, что сегодня ЖКХ, как отрасль, оказалась в не самой простой ситуации? Что бы это значило? Чьих рук дело? Жильцов?
Давайте разберемся. Что такое ЖКХ, кто "виноват" в его трудной судьбе и, конечно же, в том, как с ним бороться.

Что же такое ЖКХ?

Жилищно-коммунальное хозяйство - комплекс отраслей экономики, обеспечивающий функционирование инфраструктуры зданий в населённых пунктах, включающий в себя также объекты социальной инфраструктуры и создающий удобства для проживания граждан, путём предоставления им широкого спектра услуг.

Знакомьтесь, участники ЖКХ - собственник/наниматель жилого помещения, управляющая организация, поставщики ресурсов (газ, электричество и т.д.) и местные органы власти:

1. Согласно ЖК РФ, именно собственник несет бремя содержания помещения, и должен поддерживать его в надлежащем состоянии:
  • не допускать бесхозяйственного обращения;
  • соблюдать права и законные интересы соседей;
  • соблюдать правила пользования жилым помещением;
  • соблюдать правила содержания общего имущества.
Наниматель жилого помещения, как и собственник, обязан:
  • поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии;
  • соблюдать правила пользования жилым помещением.
И собственники и наниматели жилых помещений имеют право на качественные коммунальные услуги, и со своей стороны обязаны своевременно их оплачивать.

2. Управляющая компания – юридическое лицо (или ИП), осуществляющая управление многоквартирным домом на основании результатов конкурса. Что должна обеспечить управляющая организация, согласно законодательству? Благоприятные и безопасные условия проживания собственникам (нанимателям), надлежащее содержание общего имущества в доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставлять коммунальные услуги. И, понятное дело, компания имеет право на получение финансового вознаграждения за проделанную работу.

3. Органы местного самоуправления. Проводят вышеупомянутые конкурсы среди компаний. Определяют победителя, и в дальнейшем контролируют деятельность управляющих организаций.

4. Поставщики ресурсов. К поставщикам ресурсов вопросы есть и у собственников, и у управляющих компаний, и у органов местной власти. Как они формируют тарифы, и с чем связан их постоянный рост? Внятных ответов никто пока не получил. Рост тарифов поставщики, чаще всего, связывают с общей экономической ситуацией, ростом цен на ресурсы и т.д.

Какие взаимоотношения складываются между участниками ЖКХ? Что они думают друг о друге?

Мнение собственников и нанимателей
Собственники и наниматели считают, что в ЖКХ работали и работают неквалифицированные и нечистоплотные сотрудники.
И не без оснований.
Вам отключали газ, свет или воду без предварительного предупреждения и перерасчета? Знакомая ситуация?
А ведь мы платим деньги за то, чтобы нам оказывали услуги надлежащего качества и своевременно информировали о запланированных работах.
А ежегодное понятие цен? Тарифы растут, объемы потребления сокращаются.
И, к сожалению, местные органы власти своим бездействием молча поощряют коммунальщиков.

Мнение управляющих компаний
“Граждане несвоевременно оплачивают коммунальные услуги, из-за этого постоянная нехватка средств – это главная проблема ЖКХ, которую должны решать местные органы власти” - так считают представители большинства управляющих организаций.
Помимо этого, управляющие компании убеждены, что поставщики ресурсов (газа, электричества и т.д.) обязаны своим существованием именно им, так как, якобы, покрывают свои потери за их счет, завышая тарифы и объемы.

Мнение местных органов власти
Очень конкретное. Народ неблагодарный, управляющие организации не справляются с поставленными задачами, а поставщики ресурсов – вообще, «государство в государстве».

Мнение поставщиков ресурсов аналогично мнению местных органов власти, которых они так же считают "государством в государстве".

Картина ясна. Обоюдное недовольство субъектов ЖКХ, каждый занимает свою объективную позицию и видит только недостатки других.

Подведем итог. Проблемы ЖКХ:
  • нерыночные принципы функционирования;
  • непрозрачность формирования тарифов; 
  • отсутствие информированности граждан по затратам;
  • наличие больших задолженностей;
  • необязательность (в том числе бюджета) всех участников ЖКХ в оплате услуг и по отношению друг к другу (кроме того, не секрет, что коммунальные платежи жильцов частенько отправляются в карманы чиновников и управляющих - тысячи преступлений ежегодно фиксируются судебными органами в коммунальной сфере);
  • высокий процент изношенности коммунальной инфраструктуры и основных фондов;
  • трудность проведения в полном объеме инвентаризации и регистрации имущества ЖКХ.
Вот такая ситуация сложилась в крупнейшей отрасли экономики. И сегодня перед нами стоит непростая задача: обеспечить себя качественными услугами и ресурсами по нормальным ценам.

Как решить эту задачу?

Необходима конкуренция. Поскольку у местных органов власти и поставщиков ресурсов конкурентов, практически нет, поговорим о конкуренции среди управляющих компаний.
Необходимо создание как можно большего количества частных управляющих организаций, которые будут создавать конкуренцию ЖКХ.
Да и жильцы могут скооперироваться и взять управление домом в свои собственные руки. Жилищный кодекс РФ (статья 161) предоставляет собственникам возможность выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом (или иным специализированным потребительским кооперативом); управление управляющей организацией. Это позволит сделать первый шаг к появлению конкурентов у ЖКХ.
Вполне логично, если представители управляющих компаний будут помнить о том, что они не вечно будут управлять домом, они призадумаются над качеством предоставляемых услуг.
Если нет желания или времени заниматься жилищно-коммунальным хозяйством, необходимо время от времени принимать участие в его управлении, контролируя деятельность сотрудников ЖКХ.
Как это сделать?
Поставьте счетчики на все, что можно измерить. Используйте Интернет для контроля за тарифами и начислениями: посещайте порталы поставщиков ресурсов и других организаций, предоставляющих коммунальные услуги или контролирующих деятельность управляющих организаций.
К примеру, на сайте Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ (gkhkontrol.ru) вы найдете рекомендации о том, как проверить правильность расчета начисления платы за услуги и много другой полезной информации.
Требуйте от ЖКХ детальных обоснований при росте тарифов. По вашему запросу работники этой организации обязаны предоставить любые данные относительно управления дома.
Отстаивайте свои права. Участвуйте в проверочных мероприятиях, организованных Жилищными инспекциями, выявляйте факты нарушения и передавайте материалы в надзорные органы.

Удачи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий